НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

16 июля, 2016 | Башар АЛИЕВ

Профилактика краж в торговом центре (6873)
кражиминимизация потерь в торговых центрах

Для определения товаров, наиболее подверженных краже, в том числе хищениям путем подмены штрих-кода (ценника), необходимо систематическое изучение данных бухгалтерской ревизии и других источников, свидетельствующих о подобных явлениях за анализируемый период. Составление перечня таких товаров также дает представление о характере, масштабе краж, позволяет установить социальную категорию лиц, их совершающих, а также определить адекватные меры по их профилактике.

В целях своевременного реагирования, а также обеспечения эффективных мер по профилактике подобных краж товара из торгового зала важно систематизировать данные по дням недели, времени, а также способы совершения таких хищений. На основе данных, полученных из разных источников, в том числе от бухгалтеров-ревизоров, устанавливается группа товаров, часто подвергающихся хищениям, в том числе путем подмены индивидуального штрих-кода (ценника) на товаре. С учетом этого составляются памятки и методические указания для сотрудников, участвующих в обеспечении безопасности, разрабатываются способы защиты товара антикражными средствами, принимаются меры по выявлению посетителей торгового зала, причастных к подобным хищениям. В зависимости от поставленной цели, направленной на профилактику краж, и учитывая индивидуальные свойства товара, применяется скрытый, общедоступный и смешанный (усложненный) способы защиты товара. Определяются места выкладки такого товара, на которых антикражные датчики отмечаются условными метками (буквами, цифрами), информирующими о месте выкладки товара, наиболее подверженного хищениям. Проводятся совместные занятия сотрудников службы безопасности, охраны и операторов видеонаблюдения для организации совместных мероприятий по профилактике условий, способствующих возникновению негативных ситуаций.

Исходя из конкретной ситуации, корректируется сектор обзора камер видеонаблюдения с целью обеспечения полноценного просмотра и фиксации каждого движения, направленного на кражу товара путем подмены штрих-кода (ценника) на товаре. О наличии видеозаписи, объективно подтверждающей признаки недобросовестного поведения посетителя, сообщается руководителю службы безопасности, который уведомляет территориального уполномоченного сотрудника полиции для организации и проведения совместных мероприятий. С учетом специфики предстоящих мероприятий сотрудники безопасности изучают причины и условия, способствующие краже, разрабатывают методические рекомендации, направленные на их исключение. С продавцами, контролерами, маркировщиками, сотрудниками охраны и кассирами проводится разъяснительная работа по методике действий в тех или иных ситуациях. Устанавливается конкретный период (ежедневный, еженедельный, декадный или месячный), в течение которого проводится анализ и осуществляется наблюдение с участием сотрудников службы безопасности, охраны и операторов видеонаблюдения.

Часто криминальные лица, прежде чем совершить кражу, подвергают индивидуальные штрих-коды и антикражные приспособления несанкционированному воздействию. Для совершения кражи используют разные способы: в одних случаях для облегчения совершения кражи, тайного выноса маркированного товара за пределы торгового зала снимают или срезают, отклеивают антикражные средства; в других случаях переклеивают штрих-код (ценника) с недорого товара на дорогой, проходят на кассовые терминалы, где оплачивают товар не по реальной стоимости товара, а по более низкой цене.

В первом случае предпочитают выйти из торгового зала по так называемому зеленому коридору. Этот вариант для них наиболее рискован, т.к. выносимые вещи частным охранником могут быть подвергнуты осмотру. Во втором случае выбирают менее рискованный вариант: после оплаты на кассе сливаются с общим потоком покупателей и выходят из торгового зала.

При обнаружении данных действий персонал, прошедший специальные инструктажи, сообщает сотрудникам безопасности обстоятельства дела. К месту обнаружения антикражных средств, оставленных в торговом зале, либо иных обстоятельств, свидетельствующих о возможной краже, вызываются сотрудники службы безопасности или охраны, которые приступают к осмотру места, изучению обстоятельства дела. Полученная первичная информация передается операторам видеонаблюдения для просмотра архива видеозаписи, восстановления картины события и установления лиц, причастных к хищению.

Сотрудники службы безопасности и наиболее опытные частные охранники при получении обратной информации от операторов видеонаблюдения о признаках хищения приступают к охране места кражи, обеспечивают сбор первичных материалов, обмениваются архивными сведениями, проводят опросы продавцов-консультантов относительно товара, являющегося объектом кражи. Оказывают содействие сотрудникам полиции, прибывшим по вызову для осмотра места происшествия, для изъятия вещественных доказательств и опроса свидетелей происшествия.

Данный способ взаимодействия является наиболее эффективным в профилактике воровства.

В крупном торговом центре профилактика краж, совершенных путем подмены штрих-кода на товаре, является одной из острых проблем.

Подмена штрих-кода (переклеивание ценника) на товаре с умыслом. В гражданском и уголовном законодательстве РФ нет ни определения, указывающего на такой вид правонарушения, ни санкций за его совершение, хотя возникшая ситуация может прямо указывать на наличие состава мелкого хищения (ст.7.27 КоАП РФ) или кражи чужого имущества (ст.159 УК РФ) путем обмана. Против осуществляемой подмены штрих-кода (ценника) на товаре с умыслом в торговом зале сотрудники службы безопасности должны предпринять адекватные меры для проведения правового анализа с вытекающими последствиями. Чтобы использовать адекватные методы профилактики такого рода негативного поведения посетителей в торговом центре, необходимо определить, что есть суть подмены штрих-кода на товаре.

Подмена штрих-кода (ценника) с умыслом – это умышленное, тайное действие посетителя в торговом зале, которое направлено на получение материальной (денежной) выгоды путем совершения сделки купли-продажи с нарушением установленных законом правил.

Несанкционированная подмена штрих-кода на товаре (переклеивание ценника) считается состоявшимся событием, если о нем свидетельствует хотя бы одно из перечисленных событий: сообщение сотрудника службы безопасности, установившего беспричинное отсутствие товара или явные признаков хищения; соответствующий акт бухгалтеров-ревизоров, проводивших плановую (внеплановую) ревизию, результат которой указывает на возникновение недостачи товара; сообщение продавца торгового зала об отсутствии товара на витрине или иных местах в торговом центре при условии, что в базе данных продажа данного товара не была зафиксирована; сообщение кассира о предъявлении к оплате товара с явными признаками поддельного штрих-кода, ценника.

По сути если вследствие несанкционированной подмены штрих-кода товар был приобретен в нарушение установленных законом правил и при этом действие конкретного посетителя торгового зала было связано с обманом с целью материальной (денежной) выгоды, то такое действие может быть рассмотрено как разновидность совершения кражи чужого имущества, то есть кражи, совершенной путем мошенничества (ст.159 УК РФ). Подмена штрих-кода (переклеивание ценника), сопровождающаяся меньшей оплатой за товар, чем установленная магазином стоимость, при отсутствии умысла на обман и достижения материальной выгоды не может образовать состава административного либо уголовно-наказуемого преступления. Поэтому, не изучив полную картину события, связанного с подменой штрих-кода на товаре в торговом центре, и не проанализировав данное событие с точки зрения права, практически невозможно утверждать, что совершено неправомерное действие, направленное на хищение товара. Для того чтобы признать такое действие мелким хищением либо кражей чужого имущества путем обмана, необходимо доказать наличие прежде всего умысла, а также совокупность определенных обстоятельств, имеющих прямое отношение к данному событию. При наличии определенных сопутствующих действий важно подтвердить, что умысел покупателя был направлен на кражу, он действовал скрытно, желал совершить обманные действия для того, чтобы извлечь материальную выгоду, что посетитель заранее обдумывал план своих действий, изучал обстановку в торговом зале, применял различные способы ухищрения, способствующие совершения кражи и т.д.

Тайное изъятие ценника с дорогого товара и наклеивание на него ценника, снятого (иногда и заранее приготовленного) с недорогого с похожим названием товара с целью обмана, направленного на совершение договора о купле-продаже в нарушение установленных законом правил, может указывать на формальные признаки мошенничества. При этом в качестве одного из компонентов деяния должно быть у посетителя желание обманным путем получить материальную (денежную) выгоду.

Важно установить, что посетитель предъявил кассиру для оплаты дорогой товар, на который заведомо неправомерно наклеил штрих-код (ценник), сорванный (иногда заранее приготовленный) им с другого, однотипного недорогого товара. Он желал извлечь материальную выгоду и присвоить имущество торгующей организации в нарушение установленных законом правил. В создавшейся ситуации кассир не понимал неправомерного поведения посетителя, ориентировался на подтверждающий звуковой сигнал кассового аппарата при сканировании товара. Кассир убежден, что товар опознан и принят к оплате, о чем свидетельствуют высвечивающиеся на мониторе кассового аппарата цена и название товара, при этом высветившееся название соответствует названию на упаковке. Завершающим этапом данного события считается то, что кассир произвел расчет с покупателем согласно данным кассового аппарата, о чем выдал кассовый чек. Посетитель с момента получения кассового чека по формальным основаниям стал приобретателем данного товара, т.к. действовал по своему усмотрению (несанкционированно подменил штрих-код), тем самым извлек для себя желаемую материальную выгоду. Посетитель совершил заведомо неверный расчет за товар, вышел за линию касс и имеет реальную возможность выйти из торгового зала и распоряжаться имуществом магазина в нарушение установленных законом правил. Установление наличия таких моментов дает повод расценить данное действие как попадающее под санкцию гражданского, либо административного, либо уголовного законодательства РФ.

В крупном торговом центре (супермаркете, гипермаркете) подмены штрих-кода (переклеивание штрих-кода, ценника) на товаре с умыслом со стороны недобросовестного покупателя можно выявить путем:

– обнаружения несанкционированно снятых и брошенных в торговом зале антикражных датчиков, в т.ч. упаковок от отсутствующего товара;

– непосредственного участия сотрудника службы безопасности, заметившего недобросовестного посетителя на месте деяния;

– выявления оператором видеонаблюдения данного факта в режиме реального времени либо в ходе просмотра архива видеозаписей;

– обнаружения опытным продавцом отсутствие дорогого товара на витрине;

– проведения бухгалтерской ревизии по тем или иным группам товара.

Каждый отдельный случай требует индивидуального разбирательства. В случае подтверждения факта подмены штрих-кода (ценника) на товаре с умыслом одним и тем же посетителем у сотрудника службы безопасности торгового зала имеются все основания на применение адекватных мер, предусмотренных законом. Для этого необходимо ориентировать персонал на выполнение некоторых действий в случае повторного появления данного посетителя в торговом зале. Заблаговременно уведомлять уполномоченного сотрудника полиции, постоянно взаимодействовать с ним, контролировать ситуацию, осуществлять взаимодействие с оператором видеонаблюдения, сотрудниками охраны.

Эффективность работы по профилактике подмены ценника на товаре с умыслом во многом зависит от слаженной работы продавцов, кассиров, сотрудников службы безопасности, охраны и операторов видеонаблюдения. Для предупреждения подмены штрих-кода (ценника) на товаре прежде всего необходимо наладить тесное взаимодействие с сотрудниками магазина, в чьи обязанности входят выкладка и реализация товара в торговом зале. Кроме того, с продавцами и кассирами торгового зала необходимо проводить регулярные инструктажи и методические занятия по предупреждению причин и условий, способствующих таким негативным ситуациям.

Персонал торговых залов должен знать факторы, требующие повышенного внимания:

– выкладка однотипного товара на одной витрине с разной ценовой категорией может быть объектом внимания со стороны недобросовестных посетителей, специализирующихся на совершении краж путем переклеивания штрих-кода на товаре;

– отсутствие дорогого товара на витрине не может быть беспричинным, необходимо приступить к выяснению обстоятельства, сообщить сотрудникам службы безопасности, проверить историю продажи товара по базе данных торгового центра;

– информация, полученная из базы данных, опрос продавцов близлежащих отделов относительно отсутствия дорогого товара на своем месте могут свидетельствовать о факте продажи товара по установленной цене, либо о совершенной краже, либо о краже, совершенной путем подмены штрих-кода.

Сотрудник СБ, проанализировав результат проверки в базе данных о продаже и данных, полученных от продавцов, бухгалтеров-ревизоров по результатам ревизии интересующего товара, должен найти ответы на вопросы:

– что произошло с дорогим товаром, отсутствующим на витрине (но факт остается фактом: его нет в наличии и по данным продаж тоже нет);

– что произошло с однотипным (одноименным) недорогим товаром, который по базе данных торгового центра продан, но находится на витрине и оказался «в излишке».

Такую конкретную ситуацию, возникшую c товаром, продавцы и бухгалтеры-ревизоры называют «пересорт товара». Понятно, что «пересорт товара» беспричинно не происходит, и этому должно быть объяснение. Ситуация, связанная с умыслом, направленным на подмену штрих-кода на товаре, должна быть предметом всестороннего обсуждения. При поиске ответа в данной негативной ситуации не следует забывать, что подмена штрих-кода на товаре может быть также умыслом или следствием неосторожности и невнимательности, неопытности самого персонала магазина.

Оперативное информирование сотрудников безопасности продавцом отдела о наличии подобной ситуации способствует проведению своевременных мер по установлению реальной картины события, выяснению объективных причин «пересорта товара», а также организации комплексных адекватных действий по их недопущению.

Установление «пересорта товара», вызвавшего наступление нежелательных последствий, действия конкретного посетителя, связанные с оплатой товара ниже, чем его реальная цена (подмена ценника с умыслом), при условии выноса товара за пределы торгового зала могут быть расценены как кража путем мошенничества. За совершение подобного деяния предусмотрена уголовная ответственность по ст.159 УК РФ.

Для предупреждения краж, в т.ч. краж путем мошенничества, существует несколько способов защиты товара. В данном случае применение жестких антикражных датчиков является наиболее эффективным способом для его защиты. Датчики используются многократно, эффективно сочетаются с мягкими этикетками с ложными штрих-кодами и стационарными радиочастотными антикражными рамками. Датчики продолжительное время сохраняют способность надежного и безотказного срабатывания в случаях несанкционированного выноса из торгового центра.

Общедоступный способ защиты товара

Данный способсчитаетсянаиболее распространенным и практичным способом, предупреждающим хищения со стороны персонала и отдельных групп посетителей. Данный способ защиты товара от хищения обеспечивается с помощью мягких этикеток с ложными штрих-кодами, жесткими датчиками. Инструкция по установлению антикражных средств разрабатывается с учетом индивидуальных потребительских и физических свойств товара. Применение антикражных средств рассчитано в основном на защиту большого количества товаров, пользующихся повседневным спросом. Из-за низкого процентного соотношения хищений, совершенных путем подмены штрих-кода (ценника) на подобных товарах, проведение детального анализа с последующим принятием адекватных мер не является приоритетной задачей. Наряду с этим в отдельных случаях кражи путем срывания антикражных средств в незначительном количестве имеют место быть. Основная цель данного способа защиты направлена на обеспечение максимальной минимизации потерь товара, вызванных таким родом воровства. Коэффициент полезной отдачи антикражных средств оценивается с учетом затрат на их покупку; себестоимости защищаемого товара; времени, требуемого на установление таких средств на крупную партию товара, на снятие и деактивацию их кассирами; а также с учетом эффективности предупреждения воровства при реализации крупной партии продовольственных и непродовольственных групп товаров.

(Окончание следует)


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Методические указания
24 июня, 2011 | Виктор БЕЛОВ
Методические указания | Характеристика корыстных правонарушений покупателей Характеристика корыстных правонарушений покупателей (16596)
Сотрудникам служб безопасности и охранных предприятий, работающих в торговых предприятиях практически ежедневно приходиться сталкиваться с фактами различного рода противоправных действий, совершаемых покупателями и посетителями торговых объектов. В п ...
 
 
Специальная подготовка
21 сентября, 2007 | Валерий Прасолов
Специальная подготовка | Потери торговых предприятий и методы их минимизации Потери торговых предприятий и методы их минимизации (411567)
 Ежегодно в мире розничная торговля теряет товаров на сумму свыше 10 млрд долларов. То есть больше 25 млн в день. На сегодняшний день магазинный вор — каждый одиннадцатый человек планеты. В связи с кражами в магазинах за прошедшие пять лет было ...
 
 
Технические средства
19 августа, 2010 | Константин НОВИКОВ
Технические средства | Методы борьбы с воровством в магазине, супермаркете Методы борьбы с воровством в магазине, супермаркете (193427)
  Особенно ярко эта очевидность проявляется в розничных Cash&Carry магазинах. Открытая выкладка товара и большие потоки неидентифицируемых лиц, имеющих доступ к этому товару - эти факторы заставляют уделять особое внимание угрозе воровства товара ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Основные цели Проекта:
- общественный контроль в сфере пожарной безопасности по направлениям обще ...
Кровавая трагедия в Керчи выявила две главных проблемы, от которых напрямую зависит безопасность дет ...
16 ноября в 19:00 для полиграфологов Мастер-класс «Предтестовая беседа – это 80% успеха»
Дорогие ...
Соблюдение требований пожарной безопасности на любом общественном объекте смогут контролировать все ...
«Безопасная столица» начинается с тесного сотрудничества с МГС ОПОП: «ЗАДАЧИ У НАС ОБЩИЕ, ГЛАВНОЕ – ...
Основной темой второй части заседания стал вопрос развития одного из ключевых направлений проекта бе ...
Приказом Роструда №655 от 10 ноября 2017г. введены в действие чек-листы, которыми руководствуется тр ...
Сегодня знаменательный день.
Меморандум Медиасовета КС НСБ России и журналистов, а также сотрудн ...
Мы уверены, что подписание сегодняшнего #Меморандум о сотрудничестве, является очень серьезным и соц ...
Трудно переоценить ту боль, которую переживают родные и близкие погибших и пострадавших в Керченской ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100