НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

11 марта, 2010 | Евгений ПРОЧНО

Оружие Победы. Гвардейская «Катюша» (20655)
оружиеПобедагвардейские минометыКатюша

Испытания нового оружия произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников. Действительно, окутанные дымом и пламенем боевые машины за несколько секунд выпускали по шестнадцать реактивных 132-мм снарядов, а там, где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далекий горизонт багровым заревом.

Так проходила демонстрация необычной боевой техники высшему командованию РККА во главе с наркомом обороны маршалом С. К. Тимошенко. Было это в середине мая 1941 года, а уже через неделю после начала Великой Отечественной войны была сформирована экспериментальная отдельная батарея реактивной артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования. Еще через несколько дней производство начало сдавать армии первые серийные БМ-13-16 - знаменитые "катюши".

История создания гвардейского реактивного миномета ведет свое начала с двадцатых годов. Уже тогда советская военная наука видела будущие боевые операции маневренными, с широким использованием моторизованных войск и современной техники - танков, самолетов, автомобилей. И в эту целостную картину с трудом вписывалась классическая ствольная артиллерия. Гораздо более соответствовали ей легкие и подвижные реактивные установки. Отсутствие отдачи при выстреле, малый вес и простота конструкции позволяли обойтись без традиционных тяжелых лафетов и станин. Вместо них - легкие и ажурные направляющие из труб, которые можно было смонтировать на любом грузовике. Правда, более низкая, чем у пушек, кучность и невысокая дальность стрельбы препятствовали принятию реактивной артиллерии на вооружение.

На первых порах у газодинамической лаборатории, где создавалось ракетное оружие, трудностей и неудач было больше, чем успехов. Однако энтузиасты - инженеры Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, а затем и Г. Э. Лангеман и Б. С. Петропавловский упорно совершенствовали свое "детище", твердо веря в успех дела. Потребовались обширные теоретические разработки и бесчисленные эксперименты, которые в итоге привели к созданию в конце 1927 года 82-мм осколочного реактивного снаряда с пороховым двигателем, а вслед за ним и более мощного, калибром 132 мм. Испытательные стрельбы, проведенные под Ленинградом в марте 1928 года, обнадеживали - дальность составляла уже 5-6 км, хотя рассеивание по-прежнему было большим. Долгие годы его не удавалось значительно снизить: изначальная концепция предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей для него служила труба - простая, легкая, удобная для монтажа.

В 1933 году инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, значительно (более чем в 2 раза) превышающее по своему размаху калибр снаряда. Кучность стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать новые открытые - в частности, рельсовые - направляющие для снарядов. И снова годы экспериментов, поисков...

К 1938 году основные трудности в создании мобильной реактивной артиллерии были преодолены. Сотрудники московского РНИИ Ю. А. Победоносцев, Ф. Н. Пойда, Л. Э. Шварц и другие разработали 82-мм осколочные, осколочно-фугасные и термитные снаряды (РС) с твердотопливным (пороховым) двигателем, который запускался дистанционным электрозапалом.

Боевое крещение РС-32, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли летом 1939 года на реке

Халхин-Гол, показав там высокую боевую эффективность - в воздушных боях было сбито несколько японских самолетов, В то же время для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили несколько вариантов мобильных многозарядных пусковых установок залпового огня (по площадям). В их создании под руководством А. Г. Костикова принимали участие инженеры В. Н. Галковский, И. И. Гвай, А. П. Павленко, А. С. Попов.

Установка состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов (масса каждого 42,5 кг) фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку монтировали на шасси трехтонки - распространенного тогда грузового автомобиля ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная установка). Это решение было неудачным - при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало кучность боя.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп (за 8-10 с!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. А для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.

В 1940 году после доработок первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня, получившая название М-132, успешно прошла заводские и полигонные испытания. К началу 1941 года уже изготовили их опытную партию. Она получила армейское обозначение БМ-13-16, или просто БМ-13, и было принято решение о ее промышленном производстве. Одновременно одобрили и приняли на вооружение легкую подвижную установку массированного огня БМ-82-48, на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов с дальностью стрельбы 5500 м. Чаще ее называли коротко - БМ-8. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира.

Не меньший интерес представляет собой история создания ЗИС-6, ставшего базой для легендарных «катюш». Проводимая в 30-е годы механизация и моторизация Красной Армии настоятельно требовала производства трехосных автомобилей повышенной проходимости для использования их в качестве транспортных машин, тягачей для артиллерии, для монтажа различных установок. В начале 30-х годов для работы в тяжелых дорожных условиях, в первую очередь для использования в армии, отечественная автомобильная промышленность начала разрабатывать трехосные автомобили С двумя задними ведущими осями (6 X 4) на основе стандартных двухосных грузовиков. Добавление еще одной задней ведущей оси в полтора раза увеличивало грузоподъемность машины, снижая одновременно нагрузку на колеса. Это способствовало повышению проходимости по слабым Грунтам — сырой луговине, песку, пашне. А увеличенный сцепной вес позволял развить большую тягу, для чего машины снабжались дополнительной двух-, трехступенчатой коробкой передач — демультипликатором с диапазоном передаточных отношений 1,4—2,05. В феврале 1931 года было принято решение об организации в СССР массового производства трехосных автомобилей тремя автозаводами страны на основе принятых к производству базовых машин грузоподъемностью 1,5, 2,5 и 5 т.

В 1931—1932 годах в конструкторском бюро московского автозавода АМО под руководством начальника КБ Е. И. Сажинского велось проектирование трехосного грузовика АМО-6 (конструкторы А. С. Айзенберг, Кьян Ке Мин, А. И. Скорджиев и другие) одновременно с другими автомобилями нового семейства АМО-5, АМО-7, АМО-8, с широкой их унификацией. Прототипами для первых амовских трехосок послужили английские грузовики ВД («Вар Департамент»), а также отечественная разработка АМО-3-НАТИ.

Первые два экспериментальных автомобиля АМО-6 испытывались 25 июня — 4 июля 1938 года в пробеге Москва — Минск — Москва. Спустя год завод приступил к изготовлению опытной партии этих машин, получивших название ЗИС-6. В сентябре они участвовали в испытательном пробеге Москва — Киев — Харьков — Москва, а в декабре началось их серийное производство. Всего за 1933 год изготовили 20 «трехосок». После реконструкции завода производство ЗИС-6 возрастало (вплоть до 1939 года, когда изготовили 4460 машин), и продолжалось до 16 октября 1941 года — дня эвакуации завода. Всего за это время было выпущено 21 239 ЗИС-6.

Машина была максимально унифицирована с базовой моделью трехтонного ЗИС-5 и даже имела такие же наружные габариты. На ней стоял тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 73 л. с., те же сцепление, коробка передач, передний мост, передняя подвеска, колеса, рулевое управление, кабина, оперение. Отличались рама, задние мосты, задняя подвеска, привод тормозов. За стандартной четырехступенчатой коробкой передач стоял двухступенчатый демультипликатор с прямой и понижающей (1,53) передачами. Далее крутящий момент передавался двумя карданными валами на проходные задние ведущие мосты с червячной передачей, изготовленные по типу фирмы «Тимкен». Ведущие червяки располагались сверху, книзу — червячные колеса, изготовленные из специальной бронзы. (Правда, еще в 1932 году были построены два грузовика ЗИС-6Р с шестеренчатыми двухступенчатыми задними мостами, обладавшими значительно лучшими характеристиками. Но в автомобилестроении в то время было увлечение червячными передачами, и это решило дело. А к шестеренчатым передачам вернулись только осенью 1940 года на экспериментальных трехосных полноприводных (6 X 6) грузовиках ЗИС-36). В трансмиссии ЗИС-6 было три карданных вала с открытыми карданными шарнирами типа «Кливленд», требовавшими регулярной смазки.

Тележка задних мостов имела балансирную рессорную подвеску типа ВД, С каждой стороны стояло по две рессоры с одним подрессорником, шарнирно связанным с рамой. Крутящие моменты от мостов передавались на раму верхними реактивными тягами и рессорами, они же передавали толкающие усилия.

Серийные ЗИС-6 имели механический привод тормозов на вез колеса с вакуумными усилителями, в то время как на опытных образцах применялись тормоза с гидроприводом. Ручной тормоз — центральный, на трансмиссию, причем сначала он был ленточным, а потом заменен колодочным. По сравнению с базовым ЗИС-5 у ЗИС-6 были усилены радиатор системы охлаждения, генератор; установлены две аккумуляторные батареи и два бензобака (всего на 105 л горючего).

Собственный вес ЗИС-6 составлял 4230 кг. По хорошим дорогам он мог перевозить до 4. т груза, по плохим — 2,5 т. Максимальная скорость — 50—55 км/ч, средняя скорость по бездорожью 10 км/ч. Машина могла преодолевать подъем 20° и брод глубиной до 0,65 м.

В целом ЗИС-6 представлял собой достаточно надежную машину, хотя из-за малой мощности перегруженного двигателя имел плохую динамику, большой расход топлива (по шоссе 40—41 л на 100 км пути, по проселку — до 70) и неважную проходимость.

Как грузовой транспортный автомобиль в армии его практически не использовали, а применяли в качестве тягача для артсистем. На его базе строили ремонтные летучки, мастерские, бензовозы, пожарные лестницы, краны. В 1935 году на шасси ЗИС-6 смонтировали тяжелый бронеавтомобиль БА-5, оказавшийся неудачным, а в конце 1939 года на укороченном шасси, с двигателем повышенной мощности более удачный БА-11. Но наибольшую известность ЗИС-6 приобрел как носитель первых реактивных установок БМ-13.

В ночь на 30 нюня 1941 года на запад под командованием капитана И. А. Флерова отправилась первая экспериментальная батарея реактивных минометов, состоявшая из семи опытных установок БМ-13 (с 3 тысячами снарядов) и пристрелочной 122-мм гаубицы.

А через две недели, 14 июля 1941 года, батарея Флерова, соблюдая полную секретность — двигались в основном ночью, проселками, избегая людных магистралей, — прибыла в район реки Оршицы. Накануне немцы ударом с юга захватили город Оршу и теперь, ни на минуту не сомневаясь В успехе, переходили на восточный берег Оршицы. Но вот небо озарили яркие вспышки: со скрежетом и оглушающим шипеньем ракетные снаряды обрушились на переправу. Мгновенье спустя они рванули в гуще двигающегося потока фашистских войск. Каждый реактивный снаряд образовывал в земле восьмиметровую воронку глубиной полтора метра. Ничего подобного фашисты прежде не видели. Страх и паника охватили ряды гитлеровцев...

Ошеломляющий для противника дебют реактивного оружия побудил нашу промышленность форсировать серийный выпуск нового миномета. Однако для «катюш» поначалу не хватало самоходных шасси — носителей реактивных установок. Попытались восстановить производство ЗИС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗИС, но отсутствие специализированного оборудования для производства червячных мостов не позволил9 сделать это. В октябре 1941 года на вооружение был принят танк Т-60 (без башни) со смонтированной на нем установкой ЕМ-5-24.

Реактивными пусковыми установками оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5, получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси» и «Остин». Но наибольшее число «катюш» монтировалось на полноприводные трехосные автомобили фирмы «Студебеккер», в том числе с 1944 года и новые, более мощные БМ-31-12 — с 12 минами М-30 и М-31 калибра ЗЭО мм, весом по 91,5 кг (дальность стрельбы — До 4325 м). Для повышения кучности стрельбы были созданы и освоены поворачивающиеся в полете снаряды М-13УК и М-31УК улучшенной кучности.

Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны постоянно возрастал. Если в ноябре

1941 года было сформировано 45 дивизионов «катюш», то к 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре

1942 года — 350, а в начале 1945-го — 519. В течение только одного 1941 года промышленность изготовила 593 установки и обеспечила их снарядами в количестве 25—26 залпов на каждую машину. Части реактивных минометов получили почетное звание гвардейских. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6 прослужили всю войну и дошли до Берлина и Праги. Одна из них, № 3354, которой командовал гвардии сержант Машарин, сейчас находится в экспозиции Ленинградского музея артиллерии, инженерных войск и средств связи.

К сожалению, все памятники гвардейским минометам, установленные в их честь в Москве, Мценске, Орше, Рудине, базируются на имитации шасси ЗИС-6. Но в памяти ветеранов Великой Отечественной «катюша» сохранилась как угловатый, старомодный трехосный автомобиль со смонтированным на «ем грозным оружием, которое сыграло огромную роль в деке разгрома фашизма.


Комментарии

22 июня 2012
Devie
You're the one with the brains here. I'm wcatnhig for your posts.
24 ноября 2010
юра
похоже, правда, одни дебилы, судя по комментам
08 ноября 2010
Александр
Такое ощущение---в стране одни дебилы остались(((
СПАСИБО НАРОДУ!!!
СПАСИБО *КАТЮШАМ*

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Оружие
10 января, 2010
Оружие | Оружие Великой Победы Оружие Великой Победы (14684)
Бытует мнение, что Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне скорее числом, нежели умением. Однако вложить оружие в руки каждого солдата столь многочисленной армии – это и есть величайшее умение для конструкторов, рабочих и всех слу ...
 
 
Оружие
28 января, 2010 | Александр БОРЦОВ
Оружие | Оружие Победы: сравним ППШ-41 с МР-40 Оружие Победы: сравним ППШ-41 с МР-40 (27143)
Информация, почерпнутая из мемуарной литературы, порой полярно расходится в оценках качеств МР.38 и МР.40, особенно, в сравнении с нашим ППШ-41.  Об использовании же этого оружия в отечественном и зарубежном кинематографе, основном источник ...
 
 
Оружие
04 февраля, 2010
Оружие | Оружие Победы: танк Т-34 Оружие Победы: танк Т-34 (20012)
Боевой опыт, приобретенный танкистами зимой 1939/40 года, показал полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Именно по этим причинам 19 декабря 1939 года, еще до выпуска опы ...
 
 
Оружие
18 февраля, 2010 | Павел КОЛЕСНИКОВ
Оружие | Оружие Победы. Атакуют Яки Оружие Победы. Атакуют Яки (8141)
В годы Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 6399 истребителей Як-7 и 16 769 самолетов Як-9 и их модификаций. Что это были за машины и как на них воевали советские летчики наш рассказ.
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Детектор лжи Работа телохранителя   Работа охранника

 

Утром 29 мая в сопровождении нашего белорусского товарища Андрея Топаза, руководителя поискового ...
"Настало время на уровне федерального закона придать метрополитену статус стратегического вида транс ...
Транспортные проходные - один из самых ответственных участков на предприятии, в плане обеспечения б ...
Создать безопасные условия для жизни силами гражданского общества возможно при организации повсемест ...
19 июля, заместитель председателя ОНК Москвы Михаил Сенкевич и представители "Опоры нации",посетили ...
Часть 2. История третейских судов в России
Третейские суды на Руси имеют древнюю историю. Непосре ...

В свете криминальных событий произошедших в последнее время в Российских и зарубежных школах, инт ...
1 В настоящее время в Москве осуществляет охрану различных объектов около 160 000 частных охраннико ...
Направление по обеспечению деятельности Общественной палаты По состоянию на 21.07.2014г

Попрощавшись с горицкой землёй и её радушными хозяевами, мы направились на встречу с ветеранами ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100