НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

18 февраля, 2010 | Павел КОЛЕСНИКОВ

Оружие Победы. Атакуют Яки (24491)
оружиепобедаяковлевяк7авиациялетчик

  3 ноября 1943 года старший лейтенант 519-го истребительного авиаполка Виктор Башкиров перегонял свой Як-7 на новый аэродром. В заднем отсеке машины на брезентовом ремне сидел механик его самолета. Пройдена была уже добрая половина маршрута, когда летчик заметил немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88». «Видимо, разведчик», — решил Башкиров и ринулся в атаку. На высоте 100 м очередь прошила «юнкерс», и тот, вспыхнув, упал на землю. Но тут же на одинокий Як набросились две пары новейших немецких истребителей «Фокке-Вульф-190». Трудно было вести бой на перегруженной машине, но после удачного маневра Башкирова один «фокке» был сбит. Уходя от атаки другой пары, наш летчик погасил скорость и очередью, пущенной вдогон, поджег проскочивший вперед вражеский истребитель. Пытаясь сбить пламя, гитлеровец резко крутанул свой самолет и врезался в машину своего напарника. Четыре победы в одном бою! В феврале 1944 года Виктору Башкирову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

...Первенец в большом семействе истребителей, созданных под руководством выдающегося авиаконструктора А. С. Яковлева, появился накануне войны. До этого более десяти лет Александр Сергеевич боевые машины не строил, а занимался легкомоторными и спортивными самолетами. Они были разными — и крохотные авиетки, и маленькие пассажирские («исполкомовские», как их тогда называли) машины, и учебно-тренировочные самолеты для аэроклубов Осоавиахима и военных летных школ. Характерным для творчества молодого конструктора были высокая техническая культура исполнения и отличные летные данные машин. Добавим, что большинство его самолетов были монопланами. Их стремительные формы напоминали истребители.

Это позволило ему в короткие сроки создать истребитель И-26, получивший после принятия на вооружение название Як-1 (Яковлев-первый).

Разрабатывая его, конструктор предвидел трудности, с которыми при освоении одноместных скоростных машин нового поколения могли встретиться молодые летчики, да и опытные пилоты, привыкшие к истребителям-бипланам. Поэтому одновременно был создан

двухместный, учебно-тренировочный вариант Як-1, «спарка» УТИ-26.

После доводки и внесения некоторых изменений в конструкцию самолет, получивший наименование Як-7В («вывозной»), стал простым в управлении, доступным летчику любой квалификации. Но и отличий от Як-1 стало больше. На месте второй кабины остался просторный отсек. Его использовали для перевозки инструмента, кое-какого оборудования и при необходимости технического персонала, как это было в случае с Башкировым. Поэтому первоначальный замысел — выпускать боевые и учебные истребители одним потоком — пришлось оставить. Зато возникла идея создать боевой вариант учебно-тренировочного Яка. Так появился истребитель Як-7 А.

Самолет оказался удачным. Обладая такими же, как у Як-1, летными данными, он стал даже проще в пилотировании. Именно это качество отметил в первую очередь замечательный летчик-испытатель, Герой Советского Союза С. Супрун.

Яки широким потоком пошли на фронт, где сразу завоевали любовь летного состава. Арсений Ворожейкин, участник боев на Халхин-Голе и Карельском перешейке, где летал на «ишачках» и «чайках» (истребителях конструкции Н. Поликарпова И-16 и И-153), весной 1943 года получил новую машину. «Самолетами нельзя не восхищаться. Лучшие истребителя мира! — говорил он. — Ни по маневренности, ни по скорости, ни по вооружению они не уступают немецким». Воюя на Яках, А. Ворожейкин одержал большинство из 62 своих побед, стал дважды Героем Советского Союза.

В 1942 году увеличилось производство легких и прочных металлов и сплавов для авиационной промышленности. Появилась возможность заменить деревянные узлы конструкций металлическими. Так, на одной модификации Яков, получившей название Як-7ДИ, применили металлический лонжерон крыла — меньше стали его размах и площадь. С учетом пожеланий летчиков-фронтовиков фонарю кабины пилота придали каплевидную форму, изменив обводы фюзеляжа за кабиной, что заметно улучшило обзор. За счет освободившихся в крыле объемов увеличили бензобаки, а следовательно, запас топлива. Более чем на 100 км возросла дальность полета. Эта модификация получила обозначение Як-9. На Сталинградском фронте они доказали свое превосходство над немецкими истребителями на высотах до 4 тыс. м — именно там в основном шли воздушные схватки.

Вскоре боевые возможности Яков вновь значительно увеличились — в начале 1943 года в войска стали поступать Як-9Т, оснащенные пушкой конструкции А. Э. Нудельмана, 37-мм снаряды которой легко пробивали даже верхнюю броню нацистских танков. Его модификация — Як-9Б — представляла собой истребитель-бомбардировщик, несший на внутренней подвеске до 400 кг бомб — столько же, сколько поднимал знаменитый штурмовик Ил-2.

Широкий размах наступательных операций Советской Армии потребовал значительно увеличить дальность полета истребителей. Ведь тыловые части не всегда успевали вовремя подготовить аэродромы в прифронтовой полосе, а воздушное прикрытие войскам требовалось постоянно. И вскоре на фронте появился Як-9Д, оснащенный четырьмя бензобаками, запас топлива в которых увеличивал дальность полета до 1330 км. За ним последовал восьмибачный Ях-9ДД — 2400 км! На Як-9ДД группа летчиков 236-й авиадивизии совершила в 1944 году перелет из СССР в Италию, чтобы оттуда обеспечить воздушное прикрытие югославским партизанам. Англичане и американцы, чья авиация базировалась в Италии с 1943 года, всячески уклонялись от помощи партизанам...

Однажды на аэродроме в южноитальянском городе Бари один американский летчик предложил пилоту Яка А. Шацкому провести учебный бой. «Это был увлекательный и в то же время показательный поединок двух истребителей, за которым с напряжением следили с земли, — вспоминал Герой Советского Союза П. Михайлов. — Уже первые минуты «боя» выявили превосходство советского истребителя. Несмотря на более мощную силовую установку, американский «Мустанг» в единоборстве с Яком оказался беспомощным. На стороне капитана Шацкого была высокая авиационная культура, блестящее искусство пилотажа, помогающее до конца использовать возможности машины».

Кто мог тогда предположить, что не пройдет и десяти лет, как Якам и «Мустангам» придется встретиться в реальном бою. На Як-9У (оснащенном более мощным мотором) пилоты Корейской Народно-Демократической Республики с успехом отражали налеты истребителей П-51 «Мустанг» американских агрессоров.

В годы Великой Отечественной войны советская промышленность выпустила 6399 истребителей Як-7 и 16 769 самолетов Як-9 и их модификаций.

 


Комментарии

14 марта 2010
Михаил
Здравствуйте! Вы правы Максим. Ведь многие страны покупают у нас нашу технику. А ведь они потом смогут ее против нас повернуть
14 марта 2010
Максим
А ведь правда, Россия выпускает такую военную технику, которой могут позавидовать все. Все таки есть у нас на Руси умные люди.

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Оружие
04 февраля, 2010
Оружие | Оружие Победы: танк Т-34 Оружие Победы: танк Т-34 (67292)
Боевой опыт, приобретенный танкистами зимой 1939/40 года, показал полное превосходство чисто гусеничных машин в условиях бездорожья, а также в отношении удобства обслуживания и ремонта. Именно по этим причинам 19 декабря 1939 года, еще до выпуска опы ...
 
 
Оружие
28 января, 2010 | Александр БОРЦОВ
Оружие | Оружие Победы: сравним ППШ-41 с МР-40 Оружие Победы: сравним ППШ-41 с МР-40 (83243)
Информация, почерпнутая из мемуарной литературы, порой полярно расходится в оценках качеств МР.38 и МР.40, особенно, в сравнении с нашим ППШ-41.  Об использовании же этого оружия в отечественном и зарубежном кинематографе, основном источник ...
 
 
Оружие
10 января, 2010
Оружие | Оружие Великой Победы Оружие Великой Победы (55770)
Бытует мнение, что Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне скорее числом, нежели умением. Однако вложить оружие в руки каждого солдата столь многочисленной армии – это и есть величайшее умение для конструкторов, рабочих и всех слу ...
 
 
Оружие
22 января, 2010 | Георгий СУДОВЦЕВ
Оружие | Оружие Победы особого свойства Оружие Победы особого свойства (25735)
Великая Победа 1945 года была завоевана не только силой советских танков, самолетов, кораблей, пушек. Победу тогда одержал прежде всего державный дух нашего народа, воплотившийся и в эти виды материального оружия, и в оружие информационное, прежде вс ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100