НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

29 июля, 2016 | РИА Индустрия безопасности

Транспортная безопасность и противодействие терроризму (4933)
индустрия безопасноститранспортная безопасность

В преддверии V Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2016» (подробнее ►) эксперты предлагают затронуть ряд дискуссионных вопросов, находящихся на стыке правовых институтов транспортной безопасности и противодействия терроризму, которые имеют как теоретическое, так и практическое значение.

В преддверии V Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2016» (подробнее ►) эксперты предлагают затронуть ряд дискуссионных вопросов, находящихся на стыке правовых институтов транспортной безопасности и противодействия терроризму, которые имеют как теоретическое, так и практическое значение.

Сегодня мы предлагаем ознакомиться с особым мнением по данной тематике  Семенова Сергея Александровича, заместителя генерального директора ФГУП «УВО Минтранса России».

Поднимаемая  тема при детальном рассмотрении достаточно объемная, поэтому, как заявил эксперт, он не претендует на исчерпывающий анализ, а ограничился лишь отдельными  ключевыми вопросами и пригласил к дискуссии.

ОТ РЕДАКЦИИ
Сергей Александрович является экспертом журнала «Транспортная безопасность и технологии» и неоднократно выступал на страницах журнала и на портале www.transportsecurity.ru. Его выступления, как правило, не оставляли наших читателей равнодушными. Вот и в очередной раз Сергей Семенов предлагает нашим читателям свой взгляд на аспекты противодействия терроризму и обеспечение транспортной безопасности, который по мнению редакции хотя и сложен в осмыслении, не лишен логики и заслуживает пристального внимания.

На основе анализа законодательства в указанных сферах эксперт ставит под сомнение используемое в ФЗ-16 понятие АНВ, включающее в себя, в том числе и террористический акт. Исходя из этого обосновывает роль и место подразделений транспортной безопасности в системе противодействия терроризму (ограничивая лишь задачей препятствовать совершения АНВ или теракта, а не его исключением). Это, в свою очередь, вообще меняет всю конструкцию ответственности в сфере обеспечения транспортной безопасности и защиты транспорта от террористических актов, расставляя все на свои места с учетом полномочий и реальных возможностей.

Особую актуальность данное мнение имеет в связи с подготовкой к очередной V-ой Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму» (подробнее ►) , которая состоится 2 сентября 2016 года.

Тест-предметы. Что проверяем?

ФЗ-16 «О транспортной безопасности»  допускает использование тест-предметов и тест-объектов  при проведении проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - Предприятие) регулярно подвергается проверкам в такой форме. В частности, в 2015 году объекты транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), на которых несут службу работники Предприятия, проверялись с использованием тест-предметов более 300 раз.

Необходимо отметить, что близко к 100% случаев проверки с тест-предметами проводили сотрудники ФСБ России в рамках законодательства о федеральной службе безопасности, а не о транспортной безопасности.

Приобретенный Предприятием опыт позволяет говорить о том, что значительная доля проверок с тест-предметами касается только отдельных вопросов организации обеспечения транспортной безопасности и бдительности работников подразделений транспортной безопасности (далее - ПОТБ), а не прогнозируемых на основе опыта и расчетов ситуаций незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

В результате большой практической ценности для работников ПОТБ такие проверки не имеют. Реализуемые контрольными (надзорными) органами в рамках проверки сценарии закладки тест-предметов, как правило, не несут никакой серьезной угрозы ОТИ и его критическим элементам в реальной ситуации незаконного вмешательства.

В качестве иллюстраций хорошо подходят проверки, имевшие место на искусственных сооружениях дорожного хозяйства, судоходных гидротехнических сооружениях и портовых сооружениях. 

Предприятие неоднократно сталкивалось с тем, что тест-объект проводит в зоне свободного доступа у бетонной опоры ОТИ диаметром от 1 метра и больше закладку тест-предмета размером с коробку из-под мобильного телефона. Если перевести размер коробки в тротиловый эквивалент, то это не больше 200 граммовой тротиловой шашки. Интересно, какой вред планируется нанести тротиловой шашкой такой бетонной опоре?

В 2016 году Предприятием проводилось совместное с МВД России и Нацгвардией учение на одном крупном мосту. Изучая замысел учения сапер отметил, что для разрушения выбранной опоры моста необходимо примерно 18 тысяч килограмм взрывчатки в тротиловом эквиваленте! Учитывая, что в рамках сценария «террористы» заложили рядом с опорой «взрывчатку» массой 80 кг, сапером было принято решение об ее уничтожении на месте, т.е. рядом с опорой. 80 кг, а не 200 грамм!

Часто закладка тест-предметов (тех же коробочек,  имитирующих  тротиловые шашки и т.д.) производится в местах свободного доступа ОТИ. Места свободного доступа ОТИ ничем не отличаются от иных мест массового пребывания граждан (улицы, магазины и т.д.). В реальной ситуации, если даже работники ПОТБ сразу зафиксировали  факт закладки взрывного устройства и приняли действия для идентификации, можно говорить о том, что террористический акт в отношении неопределенного круга лиц является фактически совершенным. Но зачем в таком случае террористам идти, например, на охраняемый автомобильный мост? В городе, в автомобильной пробке теракт совершить гораздо проще и эффективнее.

Кстати перед сотрудниками патрульно-постовой и дорожно-постовой служб полиции, сотрудниками ЧОО торговых комплексов и тому подобных объектов никто не ставит задач 100% недопущения террористических актов в местах массового пребывания граждан. Эта задача решается прежде всего в рамках оперативно-разыскной деятельности.

Одной из основных задач ПОТБ является обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) критических элементов ОТИ. Но реальное взрывное устройство, состоящее из нескольких тротиловых шашек, серьезного вреда, препятствующего дальнейшему использованию по предназначению ОТИ, например, мосту, вряд ли способно нанести. Тогда в чем замысел таких проверок? Какой сценарий разыгрываем?  Проверяем только бдительность поста?

Готовить сотрудников ПОТБ надо к реальным ситуациям. А не исходить из того, что предполагаемый террористический  акт произойдет в зоне свободного доступа ОТИ, а тротиловой шашкой можно нанести какой-либо вред большинству ОТИ, что  практически невозможно!

Используемый для проверки тест-предмет должен максимально соответствовать реальной ситуации, которая имитируется проверкой. Я думаю, сейчас не проблема привлечь на подготовительном этапе проверки специалистов, которые помогут рассчитать необходимый объем взрывчатых веществ. Если для разрушения критического элемента ОТИ необходимо 18 тысяч килограмм взрывчатых веществ, значит тест-предмет и должен иметь такую массу и необходимый объем. Хотя при нормальной работе спецслужб и полиции грузовик с 18 тоннами взрывчатки в принципе не должен появиться на ОТИ.

Необходимо понимать, что действия сотрудника ПОТБ при обнаружении коробочки с взрывчаткой и машины с взрывчаткой неодинаковые.
Конечно, легче бросить на ОТИ «пачку из-под сигарет» и заявить об успешно проведенной проверке. Но в том случае, если «заявить» является главной целью.

Давайте готовить сотрудников ПОТБ к действиям в реальных ситуациях! 
Также, на мой взгляд, целесообразно на стадии оценки уязвимости определять тип и расчётное количество (объем) взрывчатых веществ, необходимых для разрушения ОТИ или критического элемента ОТИ. Указанная информация конкретизировала бы мероприятия плана обеспечения транспортной безопасности и могла быть учтена в работе ОШ  и АТК субъектов федерации. 

ПОТБ - субъект противодействия терроризму?

Согласно пункту 1) статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности» «акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий».

Я специально выделил в тексте «террористический акт». Все мы понимаем, что проверки с тест-предметами, как правило, имитируют совершение террористического акта.

Исходя из положений ФЗ «О транспортной безопасности», ПОТБ, обеспечивая транспортную безопасность, должны быть субъектом противодействия терроризму. Однако, роль и место ПОТБ в противодействии терроризму совсем не ясны. В целях их определения необходимо провести анализ действующего законодательства как о транспортной безопасности, так и о противодействии терроризму, и определить административно-правовой статус ПОТБ как субъекта противодействия терроризму. Результат анализа позволит четко определить права, обязанности и ответственность ПОТБ в указанной сфере.

Согласно пункту 15 Концепции противодействия терроризму «определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов» относится к задачам предупреждения (профилактики) терроризма.

В начале предлагаю рассмотреть определение акта незаконного вмешательства: «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт…». Я думаю, некорректно ставить «противоправное действие (бездействие)» и «террористический акт» в один ряд.

Во-первых, «противоправное действие (бездействие)» отражает только объективную сторону события. Административным правонарушением или преступлением «противоправное действие (бездействие)» станет только при наличии вины. То есть ПОТБ защищают ОТИ от любых противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создающих угрозу наступления таких последствий.

Это логично, ведь об истинном умысле нарушителя сотрудники ПОТБ могут узнать только после его задержания или его сообщников.

Однако, закон выделяет отдельно «террористический акт», который является составом преступления с четко определенной субъективной стороной. Для чего «террористический акт» выделен в законе? Чтобы сотрудник ПОТБ в процессе защиты ОТИ от АНВ сразу же определил умысел конкретного нарушителя и дал АНВ уголовно-правовую или административно-правовую квалификацию? Крайне сомнительно, так это не их задача, да и полномочий у них для этого нет. Действия сотрудника ПОТБ в отношении нарушителя зависят только от объективной стороны совершаемого нарушителем деяния. 

Могу предположить, что уточнение определения АНВ, в части касающейся террористического акта,  предназначено для того, чтобы субъекты транспортной инфраструктуры и ПОТБ можно было идентифицировать как субъекты противодействия терроризму. Напрямую из ФЗ «О транспортной безопасности» этого не следует. Попробуем рассмотреть мое предположение на основе действующего законодательства. 

ФЗ «О противодействии терроризму»  не позволяет ответить на вопрос являются ли ПОТБ субъектами противодействия терроризму.

Концепция противодействия терроризму к субъектам противодействия терроризму относит «уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий» . Исходя из этого определения, с некоторой натяжкой все-таки можно ПОТБ, да и то не все, притянуть к организациям, оказывающим содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»  «федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

а) участвуют в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции;

б) обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, а также координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности;

в) осуществляют взаимодействие в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией».

Однако в Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации эти положения не раскрыты. 

В соответствии с пунктом 8 Концепции противодействия терроризму координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

С учетом изложенного, можно сделать следующие выводы:
- ПОТБ, исходя из положений ФЗ «О транспортной безопасности», если перед ними конкретно сформулирована задача обеспечения защищенности ОТИ (ТС) от террористического акта, должны обладать статусом субъекта противодействия терроризму;
- ПОТБ могут приобрести статус субъекта противодействия терроризму только в рамках и в соответствии с законодательством о противодействии терроризму;
- частные права, обязанности и ответственность конкретного ПОТБ как субъекта противодействия терроризму могут быть определены компетентным в сфере противодействия терроризму органом. Вероятнее всего, в рамках компетенции Национального антитеррористического комитета.

Не допустить теракт или препятствовать его совершению?

Согласно ФЗ «О транспортной безопасности» «транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». АНВ, естественно, включает в себя террористический акт.

Согласно ФЗ «О противодействии терроризму» «антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта».

Специально привел рядом определения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности. Как мы видим,  ФЗ «О транспортной безопасности» не раскрывает в определении необходимую степень состояния защищенности ОТИ и ТС. Контрольные (надзорные) органы поэтому толкуют ее как 100%, хотя специалисты понимают, что это невозможно.

ФЗ «О противодействии терроризму» дает важное уточнение состояния защищенности - препятствующее совершению террористического акта. Как мы видим основная цель антитеррористической защищенности затруднить  совершение террористического акта.

Это объективный подход. ПОТБ может и должно создать препятствие для совершения террористического акта подготовленными террористами, позволяющее компетентным органам своевременно пресечь его совершение. Однако, сами ПОТБ не имеют необходимых для противодействия терроризму сил и средств. Борьба с терроризмом является основным направлением деятельности органов федеральной службы безопасности  и других компетентных органов.

С учетом того, что ФЗ «О противодействии терроризму» является специализированным нормативным правовым актом, можно сделать вывод о том, что транспортная безопасность, как антитеррористическая защищенность ОТИ и ТС, должна соответствовать законодательству о противодействии терроризму и имеет цель препятствовать (затруднять) совершению террористического акта на ОТИ и ТС. 

Место ПОТБ в противодействии терроризму

При рассмотрении данного вопроса я не буду подробно разбирать положения нормативных правовых актов, а сделаю акцент на отдельных их положениях.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О противодействии терроризму», «противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Анализируя приведенные выше направления профилактики терроризма, можно сделать вывод о том, что в рамках своей деятельности ПОТБ могут принимать участие в профилактике терроризма по направлению б).

Концепция о противодействии терроризму отмечает, что особая роль в предупреждении (профилактике) терроризма принадлежит эффективной реализации административно-правовых мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Данное положение Концепции о противодействии терроризму, по моему мнению, может создать обратный мостик от законодательства о противодействии терроризму к законодательству о транспортной безопасности.

При осуществлении деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма применяются меры, направленные на затруднение действий субъектов террористической деятельности. Роль ПОТБ в препятствии (затруднении) действий субъектов террористической деятельности  рассматривали в предыдущей главе, поэтому повторяться не буду.

Что касается борьбы с терроризмом, то еще раз хочу напомнить, она относится к основным направлением деятельности органов федеральной службы безопасности. Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция, которая предусматривает реализацию комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности граждан, организаций и учреждений, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Исходя из анализа законодательства о противодействии терроризму, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма к компетенции ПОТБ не относится. Однако, нельзя исключать постановки отдельных задач компетентными органами конкретным ПОТБ.

Выводы и предложения:
1. ПОТБ, обеспечивая защищенность ОТИ и ТС от террористического акта, должны обладать статусом субъекта противодействия терроризму. Однако, действующее законодательство не позволяет конкретизировать права, обязанности и ответственность при их участии в мероприятиях по антитеррористической защищенности ОТИ и ТС. Вопрос требует дальнейшего изучения.
2. ПОТБ в основном участвуют в профилактике терроризма. Основная задача при этом - препятствовать совершению террористического акта. Вопрос требует дальнейшего изучения.
3. Готовить ПОТБ необходимо к реальным ситуациям, угрожающим деятельности ОТИ и ТС. Целесообразно при участии заинтересованных сторон скорректировать подходы к оценке уязвимости ОТИ и ТС, планированию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и проведению проверок в рамках федерального контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Семенов Сергей Александрович,
заместитель генерального директора
ФГУП «УВО Минтранса России»

Источник: РИА Индустрия безопасности


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Территория Жизни
14 июня, 2016 | РИА Индустрия безопасности
Территория Жизни | 14-й Международный Форум по промышленной безопасности подводит итоги 14-й Международный Форум по промышленной безопасности подводит итоги (4113)
В этом году  участниками 14-го Международного Форума по промышленной безопасности стали представители крупных предприятий, государственных органов технического надзора и межправительственных организаций из 13 стран
 
 
Обзоры
26 апреля, 2016 | РИА Индустрия безопасности
Обзоры | Нацгвардия России и Негосударственная сфера безопасности: перспективы взаимодействия Нацгвардия России и Негосударственная сфера безопасности: перспективы взаимодействия (6712)
21 апреля в Общественной палате Российской Федерации прошли общественные слушания на тему: «Новый взгляд на формирование Концепции Негосударственной сферы безопасности»

 
 
Обзоры
14 мая, 2016 | РИА Индустрия безопасности
Обзоры | НЕВЕРОЯТНО! Европа требует отменить досмотр пассажиров на входах в российские аэропорты! НЕВЕРОЯТНО! Европа требует отменить досмотр пассажиров на входах в российские аэропорты! (4650)
Международный совет аэропортов — Европейский регион предложил правительству России отменить досмотр пассажиров на входах в аэропорты, так как это создает новые уязвимые места в системе безопасности, говорится в письме гендиректора совета Оливье Янков ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, президент правления ...
Наиболее частая ошибка при охране физических лиц состоит в том, что телохранители следят чуть ли не ...
Сегодня одна из самых печальных дат в истории нашей страны. В этот день мы вспоминаем и благодарим в ...
Фашисты вторглись подло, неожиданно, как удар в спину, грубо нарушив нормы международного права.
...
С полицией Москвы почтили памятную дату - начало Великой Отечественной войны. День памяти и скорби.. ...
21 июня 2018 года в Богоявленском соборе столицы России стартовала Международная мемориальная акция ...
22 июня День памяти и скорби
https://www.youtube.com/watch?v=X_-eI8kRuvw&feature=youtu.be
21 июня в Общественной Палате России www.oprf.ru прошло расширенное заседание Координационного Совет ...
#КСНСБРоссии
Президиум КС НСБ РОССИИ :
Озеров Виктор Алексеевич
Галочкин Дмитрий Евгеньевич ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100