НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

25 апреля, 2006 | Виктор Хлебников

БОЕВОЙ, ПОЛКОВОДЧЕСКИЙ (12621)

Имя Валерия Николаевича Балабанова — народного художника России, человека, чья фамилия увековечена на скрижалях храма Христа Спасителя, члена Союза писателей России, автора высшего полководческого ордена России «Георгий Жуков» и одноимённой медали, кавалера ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского, хорошо известно многим почитателям живописи.
Накануне дня рождения выдающегося полководца, спасителя Отечества мы встретились с мастером, пополнившим капитул национальных святынь.

Валерий Николаевич, скажите, пожалуйста, как возникла идея создания этих наград?

— Видите ли, это произошло как-то неожиданно. Наверное, так же, как это было с Иваном Ивановичем Дубасовым, который в 26 лет стал автором Герба СССР, а позднее  рисунков медалей «За трудовое отличие» и «За трудовую доблесть»… Душой художника движет не корысть, а стремление преумножить свой вклад в отечественную культуру. Тем более, когда речь идёт о таком духоподъёмном материале, как защита Родины.

— В одном из своих интервью Вы говорили, что рисуете глазами…

— Да, запоминаю то, что вижу, как бы пропускаю через себя и только потом берусь за кисть…Эта манера выработалась в детстве, когда я ещё не думал о профессии художника.

Я родился и вырос в Москве, в районе Петровки, близ Высокопетровского монастыря… Нарышкинские палаты, церковь Боголюбской Божьей матери, колокольня церкви Покрова — все, что входит в ансамбль монастыря, меня, мальчишку, буквально завораживало своей величавой красотой. Много лет спустя, когда в составе деятелей культуры я плыл по Волге на теплоходе, Георгий Степанович Жженов, увидевший под Калязиным колокольню. Как бы выходящую из воды, сказал: « А что же Вы не рисуете красоту эдакую?» На что я ответил, что рисую глазами… И уточнил: рисую внутренней стороной века. И, понятно, без воображения при этом не обойтись, как не обойтись художнику без памяти. Семейной истории, биографической хроники России…

Так, война оставила в моей жизни глубокий след. В 1942 году на фронте погиб мой отец. Меня и сестру вывела в люди мама — Александра Петровна. Учился у неё трудолюбию, терпению, самопожертвованию. История достаточно обычная для тех людей, чьё детство пришлось на военное лихолетье. И поэтому, когда в 1994 году я был приглашён к участию в закрытом конкурсе на создание ордена «Георгий Жуков», то взялся за работу с огромным воодушевлением. Ездил по полям сражений. Продолжаю ездить и теперь. Это стало для меня духовной потребностью.

Помню, как на освящении храма Святых первопрестольных апостолов Петра и Павла в селе Сторожевом, что в трёх километрах от Прохоровского поля, я и создатель памятника Жукову скульптор Вячеслав Клыков молились рядом. И вдруг он указывает мне глазами на белую мраморную стену, на которой золотыми буквами начертаны имена защитников Отечества, погибших на Прохоровке… Я прочитал: «Клыков» — вздрогнул и стал искать свою фамилию… И нашёл: «Балабанов». И думаю, что каждый из обладателей простой русской фамилии наверняка смог бы найти здесь свою.

А старушки на Прохоровском поле, бывшие во время Курской битвы девчонками, рассказали мне, что наши погибшие воины лежали всегда лицом к небу, а убитые гитлеровцы — уткнувшись в землю, будто устыдившись своих преступных деяний…

Центральная фигура ордена — барельеф полководца — знаменитая фотография  Георгия Константиновича, запечатлевшая его во время подписания акта о безоговорочной капитуляции поверженной Германии. Жуков на снимке — олицетворение торжества нашего духа. Это лицо человека, знающего цену Победы. Правда, на том историческом снимке у него было ещё три Золотых Звезды. Четвертая награда засияет на его мундире позднее, но для обобщённого образа народного полководца эта деталь не принципиальна…

Что же касается алого креста, исполненного в виде четырёх щитов, то это дань героическому прошлому нашей страны, которая мужала в боях, отражая нашествия по всем, как теперь принято говорить, азимутам. Как известно, нашей Родине после Куликовской битвы пришлось сражаться 134 года против самых разных военных союзов и агрессоров-одиночек на западе и востоке, на севере и юге. Словом, держать круговую оборону по всем периметрам границ.

Надо ли говорить, как я счастлив, осознавая тот факт, что орденом «Георгий Жуков» поощряют полководческий талант моих соотечественников. На момент нашей беседы этой наградой отмечен ратный подвиг более ста полководцев. Важно напомнить и то, что орден стоит в одном ряду с другими сохранёнными в системе государственных наград России полководческими орденами — Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова.

— Мне довелось неоднократно бывать на Ваших персональных выставках в Центральном доме Российской армии, музее-панораме Бородинская битва и других галереях. Знаете, я, как, видимо, и другие зрители, созерцая полотна, поражался провидческому дару «картин-молитв». Молитв о России…

— Вы хорошо сказали: именно картины-молитвы, а не иконы, потому что понимаю — грешен я для писания икон.

Для меня картина — это не только холст и краска, а прежде всего тот духовный мост, который соединяет сердце художника и душу зрителя, ищущего свою дорогу к Храму Души. Для меня, русского художника, православная дорога, вера — это наука любви к Отечеству. Но это не то Отечество, не та Россия, которую мы потеряли, а Россия, которая воскрешается, вновь обретая свой гармонический Образ. Только восхождение к своему историческому Образу есть та вертикаль, если хотите, позвоночник, позволяющий России возродиться. А слова о картинах-молитвах сказал Патриарх Алексий II, когда увидел моё полотно «Пловец», предвосхитившее возрождение храма Христа Спасителя. Ведь я начал писать его по Промыслу Божьему ещё в 1976 году, а теперь оно украшает музей Храма спасителей Отечества.

Сближение земного и небесного — вот главный завет современному православному художнику, доставшийся нам от простых тверских, владимирских, новгородских изографов и богомазов.

— «Из века в век поэзия и проза/ Смертельный бой ведут между собой», — сказал классик. Тема добра и зла — извечная для жизни и для творчества в ваших картинах представлена особенно отчётливо…

— А другой классик сказал: «Нам не дано предугадать,/ Как слово наше отзовётся…» Это же относится не только к слову, но и к живописи. И даже в большей степени. Ибо слово не материально, а живопись — материальна, и поэтому судьбинный отзвук на деяние может быть даже сильнее. Я уже по опыту знаю: когда пишешь добро — с тобой происходят одни вещи в этом мире, когда касаешься темы зла — происходят другие. Причём зло может быть написано очень красиво, что особенно привлекательно для молодых людей, но предупреждаю: если ты касаешься темы зла, готовься к тому, что и на судьбе человеческой это скажется…

В 1991 году я с моим 22-летним сыном Николаем, недавно вернувшимся из армии (он служил во внутренних войсках), писал триптих «Молитва о Романовых». На последней, самой сильной работе триптиха «Светлый отрок» я изобразил Алексея как бы за стеклом и обращённого взором к зрителю, а в стекле — след от пули, и маленькие трещины, разбегаясь, образуют нимб вокруг головы цесаревича. Картина была закончена, а через полтора месяца погиб мой единственный сын. Видимо, есть какие-то вещи, которых художнику, может быть, и не стоит касаться…

— На  картине «Молитва о русском воине» запечатлён 19-летний солдат — Женя Родионов, отказавшийся снять с груди крестик и зверски замученный в Чечне. Несмотря на поднимаемую страшную тему, в этой картине нет страха смерти… Как не найдем мы этого чувства в полотне, воспевающем подвиг команды атомной подводной лодки «Курск»…

— Дмитрий Михайлович Балашов в одной из книг своей исторической эпопеи «Государи московские» сказал: «Мужество мужу потребно всегда, и паче всего — в час смерти!» Действительно, этого страха в картине нет. Есть скорбь, есть боль, есть белый голубь невинной души, взлетающий в небо, выцветшее от материнских слез. Именно матери являют собою живую связь Земли и Неба. Когда Любовь Васильевна Родионова, мать Жени, смотрела на картину, она вспомнила, как на могилу сына приехал ветеран Великой Отечественной, снял с себя медаль «За отвагу» и положил на могильный камень того, кто своим мальчишеским подвигом спасал душу России.

Тот же мотив, настроение Вы, возможно, ощутите в картине, посвящённой подводникам.

— Вы работаете над вечной темой «Тайной вечери», в своё время волновавшей ещё Феофана Грека и Леонардо да Винчи. Только в отличие от «Тайной вечери» Леонардо Ваша работа называется «Виртуальная вечеря» и представляет собою воспоминание о знаменитой фреске в трапезной Миланского монастыря.

— Леонардо — левша, его записи можно прочитать только при помощи зеркала. Я — правша, и моя композиция — это зеркальное воспоминание о фреске, впервые увиденной мною за стеклом с обратной стороны, в Музее восковых скульптур в Сан-Франциско. Собирая мир Христа, я обращаюсь к теме Леонардо, его восприятию мира и бытия как гармонии. А под ним я собираю всё изобретённое зло мира сего, написанное великими художниками, которые узнаваемы: Босхом, Дали, Магритом…

«Виртуальная вечеря» навеяна мыслями о вечности, о сути бытия. Это протест против смешения Божественного мира нашей реальной жизни с виртуальным антимиром матрицы Зла, это «Покаянные дни» нашего человечества, упрямо отгораживающегося от Божьего мира и не думающего о спасении. Но когда спасает свою душу художник — вокруг его произведений спасаются тысячи!

Недавно в «Литературной газете» Валерий Николаевич сказал: «Левша Леонардо подковал человека полётом Души, Разума и Творчества…» Но и собственному роду художника к полёту не привыкать, ибо в основе фамилии Балабанов лежит прекрасное древнеславянское слово «балобан», что означает «сокол». Не этот ли белый сокол сшибает в яростной воздушной схватке чёрного ворона на ставшей уже почти хрестоматийной картине «Тальково поле»?

Записал Виктор Хлебников.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100