НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

18 мая, 2011 | Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Неформатный труд (17887)
Трудовая слава Россиитрудшоу-бизнесположительный пример

В последние месяцы и Президент России, и глава правительства резонно сетовали, что вот уже два десятилетия у нас не появляются фильмы и книги, которые бы прославляли людей труда, их патриотический подвиг… Надеемся, что проект «Трудовая слава России», о котором писал журнал НСБ «Хранитель» http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=67289, изменит ситуацию. Мы предлагаем осмыслить опыт прошлых десятилетий, когда писатели и кинематографисты создавали образы людей труда – часто остропроблемные.

Одним из самых популярных слов современной журналистики – и на телевидении, и в периодике – стало загадочное слово «адреналин». Адреналинщики повсюду – они экстремалы и радикалы, они попадают в моду и «в цвет». В жизни каждого человека есть время, когда хочется расшатывать основы. Для этого не обязательно делать революцию – можно, например, просто нагрубить учителю или прочно отгородиться от «взрослых» увещеваний. Бесконфликтного взросления не бывает.

Чего-то не хватает обществу, чтобы в правильном ракурсе воспринимать пропаганду трудового воспитания. Иногда не хватает смягчения нравов, которое позволило бы внимательно, без истерик, оценить важность этого органически свойственного человеку процесса – труда, работы. Пока что требуются более броские и менее созидательные картины. Увы.

В пылу всё более и более агрессивной рекламы, адресно предназначенной для подростков и молодёжи, о смягчении нравов задумываться невозможно. Ускоряются ритмы, требуются всё более острые ощущения – как наркотик. Эксгибиционизм в демонстрации личной жизни, сделавший её уже не «личной», а навязчиво «публичной». До смягчения ли здесь? Кажется, что менее актуального направления и не найти… Ошибаетесь, менее актуального мотива в контексте поп-культуры, чем трудовое воспитание, нет. По телевизору (а о важности волшебного ящика в формировании мировоззрения нечего и говорить) наши школьники не видят ни ровесников, ни старших ребят, чей успех был бы связан с успешным трудом – интеллектуальным или физическим.

Трудовому фронту успешно противопоставлен ударный фронт поп-культуры и гламура. Занимательно показывать труд программиста, математика или рабочего телевидение разучилось. Даже ключевая для современной российской экономики нефтегазовая отрасль никого не вдохновила на создание популярного телесериала о молодых людях, нашедших себя в этой непростой и перспективной профессии. В многочисленных реалити-шоу мы взлелеяли мечту о лёгком и быстром успехе в шоу-бизнесе, когда профессионализм подменён эксгибиционизмом. Только эту мечту – и никакую другую. «Тит, иди молотить – живот болит».

Вспоминаются уроки 1960-х – 70-х, когда штурмовщина первых сорока лет советской власти сменилась щадящим наркозом развитого социализма. Некоторые образцы массового телевизионного кино остаются памятником этой эпохе, основательной и безобидной, как дикторский штамп «На аэродроме его встречали…». С.Г.Кара-Мурза назвал фильм «Город Зеро» «волшебной флейтой перестройки», увидев в нём шифры идеологии разрушения советской мифологии (на наш взгляд, вышедший на экраны в 1989 году «Город Зеро» был скорее осмыслением, чем пророчеством или, как подозревает Кара-Мурза, закодированным планом перестроечных процессов).

Эта идея исследователя манипуляции сознанием мне близка. Ключом к эпохе, когда общество совершило попытку «смягчения нравов» в контексте молодёжной массовой культуры я бы назвал телесериал и повесть Виля Липатова «И это всё о нём». В своё время это произведение было весьма популярным, причём любили его и в качестве молодёжного «официоза», и как неформальное обобщение современности.

Писатель Виль Липатов был мастером книг о хороших людях в хорошее время («Отличные парни отличной страны», как написал другой мастер идиллий, Роберт Рождественский), которым, однако, приходилось конфликтовать с пережитками зла. Их борьба за идеалы представлялась наилучшим способом строительства коммунизма в мирное, но по определению бурное время – и экранизировали героев Липатова на ура. Это и Анискин, и стремившийся стать директором инженер Прончатов и, конечно, герои повести «И это всё о нём» - как мы уже говорили, во многом кодовой для заветного тайника семидесятых.

Наследник комсомольцев двадцатого года (его дед-врач просто олицетворяет суровую коммунистическую аскезу), комсомолец семидесятых Евгений Столетов коллекционирует вырезки из журналов с изображениями негров и фонарики… Он в душе борец за счастье угнетённых народов и за свет просвещения, понятый в почти религиозном духе. И всё это – на фоне «трудовых процессов», причём, для наглядности, работа самая что ни на есть физическая, на воздухе – на лесосеке.

Сложнейшую, очень неэффектную резонёрскую роль следователя сыграл Евгений Леонов – популярнейший артист, гарантировавший любой кинокомедии по крайней мере 10-20 миллионов зрителей в прокате. Любимый комик 1960-х – 70-х сыграл сосредоточенного следователя в телефильме за скромный гонорар. В западном кино такое было практически невозможно – представьте себе Луи де Фюнеса или Пьера Ришара в пресной реалистической роли, переполненной пафосом добропорядочности. И безо всяких ужимок, без реприз! Редчайшие исключения не в счёт (припоминается только Бурвиль в давнем фильме «Призрачное счастье»).

Законы рынка не позволяют так рискованно неэффективно использовать «золотую жилу» - звёздного комика. А советская театральная школа предполагала игру «на сопротивлении материала», против течения. Каждый комик мечтал сыграть героя или резонёра, мечтал о трагедии. Как правило, эти склонности напрямую декларировались в интервью – даже несколько навязчиво. И ведь получалось совмещать амплуа – причём получалось даже у самых популярных, у тех, к кому зритель привык. Меркурьев, Грибов, Папанов, Трофимов, даже клоун Юрий Никулин – долго можно продолжать этот список. А Евгений Леонов ещё молодым успешным комиком сыграл трагическую роль в кинофильме «Донская повесть». И его появление в «И это всё о нём» зрителя не удивило. Специфика советского массового искусства, когда ещё не было «шоу-бизнеса».

В этот многосерийный телефильм Леонов шагнул в потёртом немодном пиджаке, лысый, располневший, некрасивый, но и не смешной. И оказалось, что у этого харАктерного актёра крепкое положительное обаяние. Он не молод. Опытный, образованный, мудрый – и всего лишь капитан милиции. Неужели индустриальная провинция сурово обошлась с правдолюбом-коммунистом? Да просто Прохоров не любит толкаться, конкуренция вообще – совсем не двигатель коммунистического прогресса. Он предан делу, работает с полной самоотдачей, но карьеры не делает. Довольствуется своей неброской, но важной для человеческих судеб ролью; борется за справедливость. И это тоже называется сознательностью. Не спеша Прохоров прогуливается по улочкам Сосновки, посиживает на брёвнышке, беседует с людьми, любуется рекой, мечтает об утренних купаниях в «Оби родимой» с полотенцем…

Капитан Прохоров не избалован громкими успехами: четыре года на фронте, потом – многолетняя служба в уголовном розыске, неудачная женитьба. «Заработал язву желудка в дрянных столовках и забегаловках, расшатал нервишки на адской милицейской службе». Ан остался жизнелюбом, и всё ещё тянется к молодым романтикам. А слишком рациональных молодых людей, которые попадались ему среди комсомольских лидеров, Прохоров опасался: «Иногда при виде строгих костюмов и модных галстуков комсомольских вожаков элегически вздыхал по гимнастерке и телогрейке».

Он читает Бабеля, любит философские книжки, грезит о Веймарском музее Гёте. Наличие иррациональных интересов, так сказать, высокие духовные потребности, в контексте рассказа о погибшем комсомольце воспринимаются как метка настоящего современного коммуниста. Практицизм, мещанство, меркантильность – изобретательные враги коммунизма. Правда, у антипода и ровесника леоновского героя, мастера Гасилова (актёр Леонид Марков) тоже есть романтические склонности и красивое хобби: он увлекается астрономией и глядит в небо через личный телескоп.

Странноватый, болтливый и дотошный следователь – совсем не железный человек, он – человек семидесятых, времени достаточно добродушного, чтобы вокруг несчастного случая (человек спрыгнул с поезда) городить огород следствия с длинной психологической и социальной перспективой. Время мирное, не военное. Прохоров не любит «плакатных улыбок» и излишнего служебного рвения, показной (или искренне солдафонской) старательности младшего лейтенанта Пилипенко. Прохоров видит жизнь сложной, но понять её стремится до донышка: «Вы, наверное, заметили, Пилипенко, что безымянные авторы «Тысячи и одной ночи» историю каждого героя заканчивают гениальными словами: «И это все о нем!». Итак, прежде всего – человечность и всё тот же вегетарианский дух эпохи: «Дело нельзя начинать с фразы: «Двадцать второго числа мая месяца на полотне железной дороги…» Хорошую кашу можно сварить только тогда, когда начнешь так: «Жил-был в Сосновке двадцатилетний парень Женька Столетов. Глаза у него были голубые, нос курносый, любил он пельмени с уксусом…» И как только вы дойдете до слов: «И это все о нем!», я скажу, что произошло поздним вечером двадцать второго мая…» - это кредо Прохорова.

В известной степени «И это всё о нём» - житие современного советского святого, который, правда, погиб по глупости – из-за несчастной любви и интриг мастера Гасилова, против махинаций которого Столетову стоило бороться более хладнокровно.

В прологах серий выходит молодой актёр в образе «идеального рабочего» - и гневно поёт под гитару песни композитора Крылатова и поэта Евтушенко, прославляющие суровый максимализм юности в пролетарском духе: «Я хочу довести до вашего сведения…». Напевы-эпиграфы к каждой серии. Есть в фильме и лирическая линия, как есть и нежная песня про «серёжку ольховую». Но во всём видно: герои этой картины заняты тяжёлым, интересным, нужным обществу трудом, который составляет важнейший смысл их жизни. Они – лесорубы, врачи, учителя. И для каждого профессия – не просто «осознанная необходимость», а сильнейшее культуротворческое начало, которое формирует личность.

Тридцать и двадцать лет назад старшеклассники охотно писали сочинения «Комсомолец Евгений Столетов – герой нашего времени». О героях Липатова спорили в школьных классах – и нередко там скрещивались полярные, самые нетрадиционные для того времени мнения. Герой времени… Но ведь и книжному Столетову места в «нашем времени» не хватило: он погибает. Конечно, если бы Столетов победил и в финале повести, к примеру, получил бы должность мастера или комсомольского вожака более высокого уровня – вышла бы очень банальная, слишком «правильная» повесть, по которой сняли бы казённо тоскливый фильм. А у Липатова Столетов погибает, но торжествует как символ лучших «комсомольцев семидесятых» (им благоговейно посвящена книга).

Цель Столетова – работать из всех сил. И не только по долгу комсорга, но по внутренней склонности он не дозволяет филонить приятелям. Узнав же, что мастер Гасилов продумал схему, в которой из-за мухлёвки с занижением нормы и перевыполнением плана менее напряжённый труд приносит большие премиальные – Столетов объявляет необычную забастовку, забастовку наоборот. Столетов и его друзья-забастовщики работают так, чтобы смехотворными показались гасиловские нормы. Бороться с гасиловщиной ударным трудом – сколько в этом комсомольского идеализма, за который читатели с телезрителями полюбили Столетова.

Столетов и его друзья с энтузиазмом валили лес – и с телеэкранов за радостным трудом наблюдали миллионы зрителей, в том числе и юная аудитория. В 2006-м году школьников и особенно школьниц увлёк другой сериал, под названием «Блондинка в шоколаде». Впору писать сочинения «Комсомолка Ксения Собчак – героиня нашего времени». Хотя главное об этом феномене уже написали много лет назад Ильф и Петров. Помните о соревновании, которое вела Эллочка Людоедка с американской миллиардершей? Нынче Америку шокирует тусовочными скандалами дочь гостиничного магната Пэрис Хилтон (фильм с её участием так и называется – «Блондинка в шоколаде»), а у нас орудует дочь ленинградского демократа.

Возможностей для эффектного подражания у неё куда больше, чем у жены инженера Петухова. Она повсюду – в девичьих журналах, в Интернете, наконец, на телевидении, в разнообразных шоу. Самореклама – это, наверное, тоже профессия, только не общественно-полезная. В «шоколадном» шоу героиня провоцирует зрителей, демонстрируя весьма легкомысленный образ жизни. А из реплик, которые она подаёт, специальным пиканьем приходится купировать едва ли не половину слов, потому что матерщину в эфир пока ещё не пускают. Зато оставшиеся реплики демонстрируют задиристое самомнение модницы, которая презрительно рассуждает об окраинных «лошицах», которые носят неправильные аксессуары. Ну, нечто подобное у Ильфа и Петрова было: «Не учите меня жить!».

И почему-то вспоминается, как язвительный оратор съезда народных депутатов (вот уж когда пар страны ушёл в свисток или, по выражению Анатолия Лукьянова, стреляя из Царь-пушки, мы превратились в Царь-колокол!) А.А.Собчак пригвоздил оппонента клеймом: «синдром Голика». Этим понятием Собчак определял провинциального юриста, который, дорвавшись до власти и больших возможностей, принялся самоутверждаться во все тяжкие. Сам профессор Собчак, отнюдь не уроженец столиц, с менторским высокомерием имел обыкновение упрекать оппонентов в провинциализме и дурновкусии.

Каким же синдромом объяснить поведение «блондинки в шоколаде»? За неё – принадлежность к элите обеих столиц, диплом МГИМО с отличием и журнальные фотосессии в обнажённом виде. Есть где разгуляться Цицеронам, придумывая определение этому феномену. Обыкновенная рекламная акция шоу-бизнеса, магнатам которого выгодно раздувать публичную известность бесталанных, но скандальных персон. Их усилиями создан ажиотаж, школьницы-девчонки начинают «делать жизнь» с Ксюши Собчак, с удовольствием тратят карманные деньги на журналы и аксессуары, связанные с «королевой тусовок». А значит, отныне Ксюша – это касса. А, как известно, когда играют деньги – музыка замолкает. В телепередаче и её рекламе навязчиво звучит слоган: «Учитесь жить, как я, блондинка в шоколаде».

В ответ на упрёки авторы наверняка заметят, что весь этот проект иронический и его рекламу следует воспринимать с чувством юмора. Но, уверен, и авторы, и продюсеры прекрасно осознают, что молодая аудитория музыкального канала будет воспринимать «Блондинку» с подростковым максимализмом и без иронического флёра. Ожидаемая реакция на проект – не саркастическая усмешка, но ажиотаж, создания модного течения, образование клаки подражателей. Это выгодное дело, а в ином контексте, кроме «лохотронского» все эти проекты воспринимать трудно.

Проблема в том, что империя безвкусицы на глиняных ногах царит именно на подростково-молодёжных телеканалах Муз-ТВ и MTV, которые весьма популярны среди школьной аудитории по всему союзу. По большому счёту, подростковое музыкальное телевидение – это единственная массовая культура, которая объединяет соотечественников, представителей нового юного поколения. Ведь иные элементы социальной жизни у подростков, к примеру, Москвы и Костромы или Новосибирска и Махачкалы сильно разнятся. И получается, что наше разнородная молодёжь, как это ни смешно, сплочена вульгарностью и досужим сибаритством.


Комментарии

16 июня 2011
Maribeth
Got it! Thanks a lot again for hleping me out!

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Обзоры
22 апреля, 2011
Обзоры | Трудовая слава России Трудовая слава России (24604)

Сегодня, 22 апреля, в ЦС сторонников ВПП «Единая Россия» состоялась презентация проекта «Трудовая слава России» (председатель проекта Б.Семин). В настоящее время работодатели не придают большого значения моральным видам п ...

 
 
Тенденции
03 октября, 2008 | Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ
Тенденции | Лихие девяностые Лихие девяностые (21983)
Пропаганда и наследие в контексте восприятия. Бороться с мифологическим восприятием той или иной эпохи, противопоставляя ему некий вариант документальной правды, – дело зряшное. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман» & ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


21 ноября в 14:30 в пресс-центре «Парламентской газеты» пройдёт пресс-мероприятие «Национальная сред ...
Уважаемые читатели! Данный раздел создан в рамках поддержки проекта общественного мониторинга «Эколо ...
Торговые точки Москвы проверят на предмет продажи нелегальной пиротехники. Об этом заявил Председате ...
Состоялась церемония награждения частных охранных предприятий — членов СРО Ассоциация «Школа без опа ...
6 ноября 2018 года прошёл XIV съезд общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
В нём ...
«ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ», «ВЫМПЕЛ-В»
Эта история о мировом рекорде российских парашютисток. При СССР пара ...
Руководство Гильдии негосударственной сферы безопасности (НСБ) Московской торгово-промышленной палат ...
В #Мосгордума с руководителем #ПартПроект#БезопаснаяСтолица #ИннаСвятенко и командой активистов обсу ...
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас 15 ноября в 10:00 на круглый стол на тему: «Использование по ...
Самые интересные секции в Общественной палате РФ
Отстоял позицию нашего Международного комитета
...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100