НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

08 ноября, 2010 | Кирилл ВОЛОДИН

ГЛОНАСС будут внедрять (15958)

Задача внедрения системы ГЛОНАСС приобрела актуальность в связи с тем, что «к концу 2010 года, – как заявил на недавней пресс-конференции вице-премьер Сергей Иванов, – ГЛОНАСС будет обеспечивать 100-процентное покрытие Земли». Причём, внедрять будут не только словом, но и силой.

Похоже, в России началась кампания по внедрению и массированной пропаганде среди населения отечественной системы глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС. За последние два-три месяца состоялось уже несколько круглых столов и пресс-конференций на эту тему. Очередная прошла на днях в газете «Известия».

Вместе с заместителем председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Ивановым перед журналистами выступили ещё пятеро высокопоставленных представителей различных структур, имеющих непосредственное отношение к обсуждаемой проблеме: генеральный директор и генеральный конструктор Российского НИИ космического приборостроения (ныне ОАО «Российские космические системы»), он же генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Ю.М. Урличич; заместитель руководителя Федерального космического агентства (Роскосмос) А.Е. Шилов; директор Департамента программ развития Министерства транспорта РФ (Минтранс) А.К. Семёнов; генеральный директор Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС ГЛОНАСС) А.О. Гурко; заместитель начальника Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) В.В. Швецов. Вёл пресс-конференцию главный редактор газеты «Известия» В.Г. Абрамов.

Из истории вопроса

Родоначальниками спутниковой навигации стали американские учёные. В 50-е годы XX века в процессе наблюдений за первым искусственным спутником Земли они заметили, что частота принимаемого от него сигнала меняется в зависимости от того, приближается или отдаляется спутник от Земли. Другими словами, зная свои координаты, можно определить, где находится спутник и с какой скоростью он движется. А значит, предположили учёные, возможно и обратное: зная точное положение спутника, можно определить свои местонахождение и скорость.

Через 20 лет идея была реализована. Первый спутник GPS появился на орбите в 1974-м, 24-й (это минимальное количество аппаратов, необходимое для полноценного функционирования системы) – в 1993-м. Когда же в 2000 году в США были сняты ограничения на точность измерений при бытовом использовании GPS, эта технология стала быстро развиваться и завоёвывать мир.

Советский Союз существенно опоздал с разработкой альтернативной системы. Первый спутник Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), созданный по заказу Министерства обороны СССР, был выведен на орбиту только в 1982 году. Однако уже к 1995 году (всего на два года позже, чем в США) число спутников ГЛОНАСС было доведено до штатного состава. Но затем из-за развала СССР, недостаточного финансирования, а также выработки гарантийного ресурса аппаратов число спутников стало стремительно сокращаться. И к началу XXI века их осталось всего шесть.

В 2001 году была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», в соответствии с которой покрыть всю Землю ГЛОНАСС должна была к началу 2010-го. Несмотря на то, что сроки выполнения отдельных этапов программы несколько раз корректировались, к сентябрю текущего года число аппаратов на орбите достигло 26. Сегодня 21 из них используются по прямому назначению, три временно выведены на техобслуживание и два находятся в резерве.

«В этом году ожидается пуск шести или семи аппаратов, – заявил в своём выступлении заместитель председателя Правительства РФ. – Причём, среди них будет и так называемый «ГЛОНАСС-К», аппарат нового поколения, рассчитанный на работу на орбите в течение десяти лет. Таким образом, к концу 2010 года, ГЛОНАСС будет обеспечивать 100-процентное покрытие Земли, то есть начнёт оправдывать своё название – глобальная». А после перехода группировки на новые спутники «ГЛОНАСС-К» точность нашей навигационной системы перестанет уступать своему основному конкуренту – американской NAVSTAR GPS.

Впрочем, Сергей Иванов во время пресс-конференции не раз повторял, что «мы с GPS не соперники, а союзники». Дело в том, что помимо американской и российской навигационных систем, в мире существует ещё ряд подобных проектов. Евросоюз разрабатывает Galileo, Китай – Compass. «Мы едва успели запрыгнуть на подножку последнего вагона уходящего поезда, но успели! – с удовлетворением констатировал вице-премьер. – На 2018 год назначен старт Европейской системы навигации. Они выделили на это уже 6 млрд евро – больше, чем мы за всё время существования ГЛОНАСС. Но 27 государствам куда сложнее договориться между собой. Кто-то заинтересован в этом проекте больше. Как Франция, например, которая и денег выделяет на него больше всех остальных. Кто-то не заинтересован вообще».

«В этом году, – заверил генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич, – по надёжностным характеристикам мы сравняемся с американцами и дальше пойдём с ними вровень. Мы наращиваем и орбитальную группировку, и технологии. И надеемся быть вместе с GPS в лидерах этой отрасли». «Другими словами, мы с американцами создадим общие правила игры на этом поле. Остальные должны будут их принять», – совсем уж прямо заявил Сергей Иванов.

Не опередит ли нас Китай в ближайшие годы, задали вопрос представители СМИ? «То есть, не омертвит ли он уже инвестированные нами средства? – уточнил вице-премьер. – Думаю, нет. Лет через 10-15 китайская навигационная система, наверное, действительно, будет широко продаваться и стоить дешевле нашей. Но если она станет принимать только один сигнал – системы Compass, она не будет востребована. Если же это будет совместная с ГЛОНАСС и GPS система, тогда это будет уже совсем другой разговор». К тому же очень много стран, которые не могут позволить себе разработку собственной навигационной системы, уже ангажировались под ГЛОНАСС. Например, Индия с её миллиардным населением, ряд государств Латинской Америки.

Проблемы и достижения

В мире портативные спутниковые навигаторы давно и широко используются в быту. Ими пользуются водители и туристы – для определения своего местонахождения или выбора маршрута, родители – для дополнительного контроля или безопасности ребёнка, владельцы собак или кошек – на случай потери любимца. Нередки случаи оборудования навигаторами даже особо ценных предметов, как то: часы, фотоаппараты. Но до недавнего времени подавляющее большинство аппаратов ориентировалось по американской системе GPS. ГЛОНАСС, мягко говоря, не могла сравниться с американским аналогом ни по точности, ни по стоимости.

В России разработано несколько десятков (около 40) различных навигаторов для МЧС, МВД и прочих силовых структур. Ими с некоторых пор в обязательном порядке оборудуется государственный транспорт, поезда и самолёты. С помощью этих аппаратов, установленных на судах рыболовецких флотилий, можно контролировать перемещение траулеров, а также выявлять тех, кто занимается незаконным ловом рыбы.

Весьма довольны отечественными разработками представители спецслужб. Так, первые электронные браслеты с системой ГЛОНАСС, появившиеся ещё в 2008 году, позволили в несколько раз сократить число побегов из мест заключения. Кстати, эти устройства можно использовать для контроля не только за осуждёнными. Говорят, высокотехнологичные ботинки с GPS-передатчиком пользуются в США большим спросом у ревнивых мужей и жён, поскольку позволяют следить за человеком непосредственно по Интернету.

Однако российские компании, по признанию Сергея Иванова, пока не способны обеспечить массового потребителя удобными и недорогими навигаторами. Сегодняшняя задача разработчиков ГЛОНАСС – увеличить популярность нашей навигационной системы в России и мире. Для чего решено расширить применение этой системы в гражданском секторе, перевести её с профессионального на потребительский рынок. И главное – способствовать распространению так называемого универсального навигатора ГЛОНАСС-GPS, способного принимать сигналы сразу двух систем.

В общей сложности, по словам Сергея Иванова, в программу развития ГЛОНАСС вложено на сегодня уже свыше 60 млрд рублей. «Мы четвёртые в мире по расходам на космос, – сказал вице-премьер. – Наши расходы, грубо говоря, сопоставимы с французскими и китайскими. В два раза меньше, чем у Европейского космического агентства. И, конечно, кратно уступают Соединённым Штатам». Но Россия планирует постепенно наращивать расходы в космической сфере, заверил зампред Правительства РФ. И за последние три-четыре года финансирование этой сферы действительно увеличилось приблизительно вдвое. По истечении в 2011 году срока действия прежней целевой программы ГЛОНАСС будет принята следующая – до конца 2020 года. На неё планируется выделить ещё порядка 60 млрд рублей. При этом на космическую группировку в новой программе будет предусмотрено меньше средств. Большая часть пойдёт на НАПы (наземная аппаратура потребителей), картографию и коммерциализацию ГЛОНАСС.

В настоящее время развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство и ОАО «Российские космические системы». Представители этих организаций рассказали на пресс-конференции о том, что вскоре наша навигационная система получит ещё ряд дополнительных функций. Например, трёхмерные карты, голосовые подсказки поворотов, определение маршрута с учётом номера дома.

К 2011 году с точности данных ГЛОНАСС будет снята секретность, накладываемая на неё силовыми ведомствами. И тогда местоположение морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе людей, можно будет определять с точностью до одного метра. Сергей Иванов сообщил, что Министерству обороны РФ уже дано соответствующие поручение: «Минобороны должно понять очевидное: то, что они закрывают, всеми другими уже давно открыто. Все зарубежные карты отражают всё до метра».

До сих пор ограничения по сканированию территорий, относящихся к секретным объектам, сдерживали и кадастрирование земель. Использование навигационных систем в полной мере не только повысит точность данных при составлении карт, но и, по мнению вице-премьера, «выбьет всю бюрократию в этой сфере и ликвидирует искусственные барьеры».

Чтобы стимулировать распространение ГЛОНАСС на транспорте, производителей автомобилей обяжут оборудовать ею все выпускаемые в стране машины. В настоящее время аппараты системы экстренного реагирования на аварии на дорогах – ЭРА ГЛОНАСС – устанавливаются только на АвтоВАЗе, на автомобилях Priora и Kalina. Заставить и других производителей делать это, по мнению Сергея Иванова, может только нормативный документ. И до конца года, по словам вице-премьера, этот документ появится: «Выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы новые автомобили оборудовались в обязательном порядке навигаторами ГЛОНАСС-GPS. Новое требование коснётся всех компаний, которые собирают автомобили в России».

Покупка автомобиля с встроенной аппаратурой ГЛОНАСС-GPS не станет «обязаловкой», поспешили успокоить журналистов участники пресс-конференции. Но стоимость машины с этой опцией будет отличаться от стоимости такой же, но без указанной опции, всего на каких-то 10-12 тысяч рублей. И покупатель, скорее всего, предпочтёт первую, надеются разработчики ГЛОНАСС.

Кроме того, «с 2012 года Минтранс вводит денежный сбор за проезд по федеральным дорогам любых автомобилей грузоподъёмностью более 12 тонн», – сообщил журналистам Сергей Иванов. И для того, чтобы отслеживать перемещение по дорогам таких автомобилей и организованно взимать пошлину, тоже потребуются специальные устройства на основе системы ГЛОНАСС. Минтранс уже объявил соответствующий конкурс на разработку прибора, который совместит в себе функции таксографа и трекера.

С большой долей вероятности можно предположить, что когда это случится, устанавливать новую аппаратуру на старые автомобили владельцам большегрузов придётся за свой счёт. А кто не захочет, скорее всего, не получит талона о прохождении техосмотра.

Похожие меры будут предприняты и в сфере мобильной связи. Устройства, оснащённые только приёмниками GPS, будут обложены крупными пошлинами. «Это не столько принуждение, сколько мотивация, – объяснил Сергей Иванов. – С техники, использующей как GPS, так и ГЛОНАСС, таможенные пошлины взиматься по-прежнему не будут. Но если в телефоне будет использоваться только аппаратура GPS, размер пошлины составит 25 %».

Всё вышеуказанное должно бы вызывать гордость за страну и удовлетворение её достижениями и успехами. Но вызывает… тревогу. По всем приметам, государство вновь начинает глубоко внедряться в личное пространство человека. Одно дело, когда спутниковая система используется в военных, общегосударственных и общегражданских целях – для получения высокоточного сигнала, возможности всепогодной работы фронтовой авиации, вертолётов и штурмовиков, для экстренного реагирования на дорогах. И совсем другое – когда её применяют для слежки.

Объясняют это необходимостью контроля за использованием горюче-смазочных материалов, борьбой с воровством и приписками. Мол, водители за углом сливают бензин, мусоровозы везут отходы не на сертифицированную свалку, а до ближайшего леса, а медики ездят на машинах скорой помощи не по вызову, а на рынок. Надо пресекать? Надо! Но нельзя же при этом забывать и о презумпции невиновности, и о праве человека на частную жизнь.

Сергей Иванов, отвечая на вопрос журналиста о том, как развитие глобальной навигационной системы согласуется с тайной личной жизни, ответил: «Если не хотите, чтобы за вами следили, элементарно не включайте телефон». Наверное, этим аргументом можно было бы убедить старушку у подъезда. И то лет пять-семь назад. Но сегодня даже школьник знает, что современное космическое оборудование позволяет при желании получить доступ даже к неработающему телефону.

Если же скоро все автомобили, все мобильные телефоны будут в обязательном порядке оборудованы системой космического слежения… Если идут разговоры о том, что подобной аппаратурой можно снабдить даже деньги… Становится по-настоящему не по себе.


Комментарии

15 декабря 2010
Виталий
Хотите расширить рынок сбыта так продавайте как все и потребитель сам выберет купить навигатор за 1000 рублей без абонентской платы или достижение рОссии за 30000 рублей с абонентской платной 500 рублей в месяц.
Нам уже поимели с осаго где выплачивают его только каждому 10 человеку.

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100