НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

11 июня, 2008 | Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Фабрики разрушительной пропаганды (13216)

Много лет назад и, конечно, совсем по другому поводу Демьян Бедный написал: «На фабрике – отрава…». Оказалось, что телевизионная фабрика – самое вредное производство с огромным отравляющим воздействием на окружающую среду…

          Наиболее разрушительной и эффективной поп-культура стала, когда её жрецы (их уже и в России, к сожалению, стало принято называть иконами) принялись адресно обращаться сначала к молодёжи, а с восьмидесятых годов и вовсе к подросткам. Поколения старшеклассников меняются быстро – пяти лет хватает, чтобы поменялись характерные предпочтения, чтобы поменялся стиль. Существует общность юных и наиболее активных потребителей массовой культуры, в которую входят учащиеся, которым от четырнадцати до двадцати лет. В эти годы становления личности молодые люди неизбежно бравируют духом противоречия, конфликтуют со взрослым официозом, отрицают устоявшиеся консервативные ценности. «Кто в юности не был бунтарём – у того нет сердца; кто остался бунтарём в зрелости – у того нет головы», − многие подписались под этим справедливым афоризмом. Тем не менее, взрослые люди давно научились эффективно воздействовать на молодёжь, управлять юным радикализмом в своих интересах. Устоять перед массированной рекламой, перед пропагандой подчас не могут даже почти самостоятельно мыслящие подростки. А уж большинство – классические две трети – всегда готово идти за властителями дум, за броской упаковкой самых простых идей.

         Нередко (хотя далеко не всегда) увлечение западной поп-культурой воспитывало скепсис по отношению к родным осинам. Болезненный конфликт с соцдействительностью вызывало и приобщение к свидетельствам западной «сексуальной революции». Не случайно многие публицисты нашего времени (например, А.Митрофанов) говорят: «Битлз» и «Греческая смоковница» сделали для разрушения СССР куда больше, чем ЦРУ. Это, конечно, преувеличение, были победы и у ЦРУ, и у Старой площади – победы официальной пропаганды. В наших людях сызмальства успешно воспитывали уважение к труду, к высокой, классической культуре, любознательность, корректное отношение к представителям иных культур и наций… Всё это выгодно отличало наших соотечественников до самых последних лет. И, если сегодня мы порой с гордостью говорим о высоком уровне культуры русских людей, которые во многом выигрывают у ограниченных, склонных к примитивному схематизму американцев, то за это следует поблагодарить воспитательную стратегию недавнего прошлого.

         Одна из примет той стратегии – воспитание «активной жизненной позиции». Она необходима и ныне – во все времена молодые силы ищут выхода, приложения. Что же предлагает современному молодому человека наша массовая культура, заполонившая телевидение, радио, Интернет, журналы в ярких обложках?

Массовая культура – как замена фольклору и противоположность высокой, классической культуры, укрепилась ещё в начале ХХ века, когда началась индустриальная, «фабричная» штамповка звёзд эстрады, кино, спорта, остросюжетной литературы. После недавней информационной революции она, в расчёте на самую юную аудиторию, стала заметно примитивнее, но ещё назойливее и агрессивнее в саморекламе. Изобретательная реклама бьёт в глаза, воздействует на подсознание, едва не порабощает.

         С восьмидесятых годов радикализируется коммерческая молодёжная субкультура. Для влиятельных корпораций оказалось эффективным, выгодным работать уже не с молодёжной, а с подростковой аудиторией, которая с лёгкостью расстаётся с карманными деньгами – и с теми, что дают родители, и с первыми собственными заработками. Тогда-то и зародились в разных странах западного мира «поколения MТV». Установка на подростковые рефлексии оказалась успешной: за две – три недели насыщенной «раскрутки» удавалось зажечь новую поп-звезду, которая быстро становится самоокупаемой и прибыльной. Юная публика восприимчива к новым веяниям моды – и полки школьников-«фанатов» нового властителя дум формируются удивительно быстро. В последние 15 лет с этой технологией столкнулась и российская аудитория. У нас уже давно имеется и свой канал MТV, и его отечественный «дженерик», канал МузТв.

О популярности этих телеканалов в школьной среде нечего и говорить. Звёздам MТV подражают, перенимают их стиль поведения, юмор, сленг. Раньше молодёжный сленг появлялся «снизу», как результат коллективного творчества нового поколения. А школа, радио, кинематограф, напротив, задавали тон правильной русской речи. То есть, короли сленга имели возможность почувствовать себя в контексте классической культуры. Сегодня интонации и лексика подросткового сленга звучат из уст диджеев и виджеев, на радио и ТВ. Школьники теперь знакомятся с жаргоном не на улице, а на диване, перед телевизором. Таким образом исчезает творческий импульс, исчезает столь важное ощущение культурной иерархии. Но дело не ограничивается специализированными подростковыми и молодёжными телеканалами.

Ещё более популярны разрекламированные проекты самых влиятельных центральных каналов, на них равняются с ещё большим пылом. Пожалуй, наиболее успешным из таких проектов является «Фабрика звёзд» на первом канале. О популярности этого шоу можно судить хотя бы по количеству продолжений: в 2007-м году перед зрителями плясали и пели питомцы уже седьмой (!) фабрики. В известной степени на этом проекте формируется феномен «новой русской мечты» − сценарий счастливой судьбы, на которую надеются миллионы зрителей-подростков. Проще всего было бы обвинить хозяев «фабрики» в оболванивании юной аудитории. На наш взгляд, ситуация сложнее. «Фабрика» − это лишь один из проектов в системе переформатирования массовой психологии. Если раньше секретом одобряемого обществом успеха была активность в профессии (при этом существовали, разумеется, и представления об успехе криминальном, но его, по известным причинам, никогда не пропагандировали и не будут пропагандировать государственные телеканалы). То теперь мерилом успеха считается публичность, мелькание на телеэкранах, позиционирование себя в тусовке.

Какими блеклыми, унылыми смотрятся на этом фоне непубличные профессии!  Само слово «фабрика» когда-то обозначало индустриальное предприятие, выдающее продукт. По словарю Ожегова, «Фабрика – промышленное предприятие с промышленным способом производства». Сегодня это слово прежде всего ассоциируется с развлекательной передачей, с конвейером новых звёзд, на сезон – другой входящих в моду. А промышленным способом пытаются производить новых властителей школьных дум – поп-исполнителей, похожих друг на дружку, как пепси-кола на кока-колу. Такое смещение смыслов как будто символизирует капитуляцию всего и вся перед индустрией развлечений. Человек труда давно перестал быть героем телеэкранов. Теперь там царит его величество тусовщик – его «раскручивают» реалти-шоу, на нём делают деньги, его внешне беззаботная и материально благополучная жизнь становится примером для школьников, да каким привлекательным! С конвейера телевизионной фабрики выходят люди нового стандарта – преданные, нередко – зомбированные потребители телевизионных зрелищ. Фабрика фабрикует своих приверженцев со всей мощью главного телеканала страны.

         Можно долго рассуждать, почему насаждение подобной этики выгодно современной правящей элите. Очевидно, что рука об руку с индустрией молодёжной и подростковой моды всегда шли производители пива и крепких алкогольных напитков, наркоторговцы, владельцы казино, дискотек, всяческих развлекательных комплексов. Для них-то и формируется рынок сбыта – молодые приверженцы тусовочного стиля жизни, которые легко расстаются с деньгами и готовы плыть по течению моды. Это первый фактор – экономический. Но можно предположить и существование второго.

Принято считать советскую систему тоталитарной, но ведь ключевой признак тоталитаризма – формирование невежественной и управляемой человеческой массы, о которой Пушкин писал: «Бессмысленная чернь… мгновенному внушению послушна». В то же время, в СССР поддерживался высокий уровень доступного образования, пропагандировалась классическая культура… Формировались люди мыслящие и сомневающиеся – многие из которых, собственно говоря, и стали критиками, а затем и удачливыми противниками советской системы.

Может быть, современная политическая элита, учитывая оплошности своих советских предшественников, решили обезопасить себя от интеллектуализма граждан и осознанно ведут дело к деградации масс? Наверное, безвольными любителями развлечений легче управлять, чем гражданами со своими принципами и ценностями. Их легче купить яркой погремушкой, самоварным золотом, их легче сделать послушными. Но успешной, передовой страны с таким обществом не построишь. Королёвы и Гагарины (назовём только эти две фамилии, символизирующие технический прорыв нашей цивилизации) появляются только, когда открыта дорога для развития творческого потенциала широких масс. Не случайно просвещение в нашей стране было важнейшей функцией, смыслом государства и при Ярославе Мудром, и при Петре Великом, и при ЦК КПСС. Установка на просвещение органически присуща нашей государственности.  

         Разговор о политической изнанке событий требует небольшого исторического экскурса.

          «Над Россией сияет ореол спасителя человечества от фашизма. Этот ореол мы должны развеять. Мы заплатим немецким генералам десятки, сотни, тысячи долларов, и они создадут нам мемуары по истории второй мировой войны в нужном нам аспекте. Докажут, что не на Востоке, а в Африке, в Италии и на Тихом океане ковалась победа, апофеозом которой стало открытие второго фронта... Надежда каждой нации − ее молодежь! Мы обязаны сделать так, чтобы эта надежда обманула большевиков. Молодежь склонна увлекаться, и это надо помнить, подбирая ключи к ее умам. Отравляйте душу молодежи неверием в смысл жизни, пробуждайте интерес к сексуальным проблемам, заманивайте такими приманками свободного мира, как модные танцы, красивые тряпки, специального характера пластинки, стихи, песни... Дети всегда найдут, в чем упрекнуть родителей. Воспользуйтесь этим! Поссорьте молодых со старшим поколением...», − этот монолог американского генерала Думбрайта писатель Юрий Дольд-Михайлик написал в 1963-м году. А многие из нас помнят аналогичный набор тезисов по многочисленным газетным публикациям последних лет – как «выступление Алена Даллеса», шефа и главного идеолога ЦРУ на первом и самом опасном этапе холодной войны. А ведь этот монолог, немного переиначенный, попал и в роман Анатолия Иванова «Вечный зов» (и в телефильм, снятый по мотивам романа) − там его произносит демонический контрразведчик Лахновский, бывший царский офицер, надевший гитлеровские погоны.

 Тогда же, в начале восьмидесятых, академик Николай Яковлев, в своих статьях и книгах о кознях ЦРУ, опубликовал несколько цитат «из Даллеса», напоминавших сочинения Дольд-Михайлика и Иванова… История происхождения этого документа по-прежнему туманна. Легче всего предположить, что это – плод фантазии связанного со спецслужбами писателя и педагога Дольд-Михайлика, а позднейшие авторы лишь перифразировали оригинал.

На мой взгляд, более вероятна другая версия – существовал некий засекреченный англоязычный документ, добытый из недр ЦРУ, либо намеренно, в провокационных целях, подсунутый нашим органам. И из Кремля, со Старой площади или с соседней площади Дзержинского писателям предоставляли различные русскоязычные переводы этого документа. Вполне обоснованный, с точки зрения контрпропаганды, шаг. Впрочем, аналогичных признаний со стороны наших противников по холодной войне было немало и во вполне открытых источниках – вплоть до речей президентов США. Развращение общества, раздувание вражды между поколениями, уничтожение духа трудового энтузиазма и лояльности по отношению к государственной власти – всё это было в арсенале противников нашей державы. Эпохи меняются, а некоторые приёмы политической борьбы остаются неизменными со времён Одиссея и Приама. Мы были ленивы и нелюбопытны, когда, обессилев от экономического кризиса, уступили напору зарубежной пропаганды.

         Что же мы видим теперь? Контекст воспитания подростков определяют созданные по образу и подобию западных аналогов глянцевые журналы, телепередачи и целые телеканалы, также пришедшие к нам из-за рубежа. Купить лицензию – и сделать кальку с успешного на западе проекта для хозяев российского ТВ выгоднее, чем рискованные эксперименты с собственными творческими задумками. Мы привыкли жить заёмным умом, привыкли вывозить сырьё, и ввозить не только импортную продукцию, но и идеи, технологию. Креативное иждивенчество – явление постыдное. В обществе создана атмосфера снисходительного, а то и презрительного отношения к людям труда с их серыми буднями. Среди них есть блестящие специалисты, профессионалы высокого класса, мастера своего дела – но они чужие на «празднике жизни», наши же старшеклассники относятся к ним как к неудачникам… Куда эффектнее смотрится светская жизнь, пустоту которой раскрывал Лев Толстой, но где нынче моралисты толстовского масштаба?.. Ещё одна немаловажная особенность глянцевого мира «фабрик» − его антигероичность. В этой системе ценностей нет места патетике. А в 15 – 20 лет инъекции героики просто необходимы – и тут в дело включается романтика криминала. Наиболее популярные среди юношей отечественные кинокартины последнего десятилетия – «Брат», «Бумер», «Жмурки». Бандитская героика на фоне розовых снов телевизионной «фабрики» выглядит выигрышно, привлекательно. А героика труда давно уже всерьёз не интересует ни кинематографистов, ни телевизионщиков. Попрыгунья-стрекоза громко посмеивается над муравьём, весело и напоказ прожигая жизнь на тусовках и танцах. И, кажется, не видно путей к поучительному финалу известной басни.

         Учитель, да и родитель, который пытается читать нотации, как правило имеет бледный вид. Ведь мы то и дело скатываемся в резонёрство, в ханжеские нравоучения, которые молодые люди во все времена в лучшем случае пропускают мимо ушей. В прежние годы наши педагоги часто и резко атаковали молодёжную моду позиций советской морали. Тем же самым занимались педагоги и на Западе – только их почвой в те годы были остатки религиозного сознания и буржуазное пуританство. И те, и другие проиграли. А в памяти осталась тщетная борьба то с узкими, то с широкими брюками, то с длинными волосами, то с бритыми макушками. Вмешательства взрослых в молодёжную моду со времён Цицерона пользы не приносили.

Наверное, не создан ещё тонкий скальпель, которым наставник мог бы снимать с души подростка вредную накипь моды. Так, может быть, правы те, кто готов отпустить школьников в плаванье без руля и без ветрил, по воле волн, управляемых, как мы определили, финансовыми и политическими интересами хозяев жизни? Кто умеет примиряться с действительностью – тому легче адаптироваться в меняющемся мире. Глупо противостоять такой мощной стихии, как ветер времени – плетью обуха не перешибёшь. Глянцевый поток поп-культуры всё сметает со своего пути – и сегодняшние старшеклассники, воспитанные на телевизионных «фабриках», неминуемо станут и учебный материал адаптировать под клише «мира развлечений». В новом духе будут восприниматься и законы, например, физики («Сложноваты? Да кому они нужны! Достаточно немного покривляться, одеться поярче – и вся физика с геометрией будет у наших ног!»).

         Есть период в юности, когда библейский постулат «Не сотвори себе кумира» мы нарушаем легко. Во все времена многие девушки влюблялись в цветные портреты из журналов, старались подражать киношным дивам. В юности нужно и бунтовать, и хулиганить – даже самые строгие учителя старой школы в глубине души с пониманием относились к этим возрастным проявлениям. И лёгкий жанр необходим, об этом даже и спорить глупо. Но тотальное наступление коммерческой антикультуры, которая пропагандирует бездумное, эйфорическое существование – это вызов. И относиться к нему нужно серьёзно. Слишком велик рекламный вал, воздействующий на школьника. Молодёжное телевидение пропагандирует иллюзорные ценности, любуется дутыми авторитетами, пустотой в яркой упаковке.

         Есть рубежи, которые нельзя переступать. За ними – деградация. А процесс просвещения не терпит отступлений, здесь возможно только поступательное движение вперёд. Мы любим говорить о перегруженности школьников, об излишней научной сложности школьной программы. Но при этом мы снизили требования к развитию личности, к воспитанию и платить за это придётся тройную цену. И поэтому нужно пытаться противостоять потоку разлагающей массовой культуры, нужно искать инструменты для такого противостояния.

За последние годы мы выслушали немало споров о целесообразности изучения в школе основ православной культуры – в той или иной форме. Появилось даже целое общественное движение против клерикализации образования – учёные, политики снова борются с религиозным сознанием, с влиянием РПЦ, которая у нас конституционно отделена и от государства, и от школы. А ведь высокая христианская этика могла бы стать для школы существенным подспорьем в борьбе с теми самыми опасными проявлениями современной коммерческой поп-культуры.

Даже воинствующим атеистам стоит напомнить, что и в прочтении Маркса «опиум для народа» часто бывал полезен. Но одними факультативными часами православной культуры дела не исправишь. Нужны и другие инструменты. В программах и гуманитарных, и технических дисциплин должен содержаться впечатляющий эмоциональный посыл о красоте науки, о том, что познавать мир – это занятие не только пользительное, но и увлекательное. Нужно показывать, на примерах ярких биографий, как изучение химии, литературы, истории формировало людей высокого полёта, становилось фундаментом и смыслом состоявшихся, успешных судеб. Если видеть в этом основную задачу курса, тема будет преподноситься неформально, и заинтересует многих школьников. Нужно противопоставлять «глянцевой мечте» − созидательную, основанную на уважении к традиционной культуре, к профессионально состоявшимся людям труда. Впрочем, одного уважения мало, необходима более эмоциональная подача – вплоть до восхищения!.. В последнее время мы стали стесняться патетики, а зря. Повод для обоснованного восторга, как и для осторожного оптимизма, всегда найдётся, если глядеть на мир не пресыщенным, не равнодушным и не ехидным взором.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


15 ноября 2018 года в Государственной Думе России состоялось установочное заседание рабочей группы К ...
Современная Москва задает мировой стандарт безопасности. Об этом сообщила руководитель пресс-службы ...
В ГУ Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю состоялось совещание на тему обеспечения охраны ...
21 ноября в 14:30 в пресс-центре «Парламентской газеты» пройдёт пресс-мероприятие «Национальная сред ...
Уважаемые читатели! Данный раздел создан в рамках поддержки проекта общественного мониторинга «Эколо ...
Торговые точки Москвы проверят на предмет продажи нелегальной пиротехники. Об этом заявил Председате ...
Состоялась церемония награждения частных охранных предприятий — членов СРО Ассоциация «Школа без опа ...
6 ноября 2018 года прошёл XIV съезд общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
В нём ...
«ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ», «ВЫМПЕЛ-В»
Эта история о мировом рекорде российских парашютисток. При СССР пара ...
Руководство Гильдии негосударственной сферы безопасности (НСБ) Московской торгово-промышленной палат ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100