НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

31 марта, 2008 | Профессор В.И. Шестаков

Концепция правового регулирования охранной деятельности в Российской Федерации. (41873)

 

1.    Общие положения

 Концепция правового регулирования охранной деятельности в Российской Федерации (далее именуется Концепция) – это система обоснованных взглядов на охранную деятельность в Российской Федерации в целом, и законодательство, регулирующее этот отдельный, самостоятельный вид социально полезной человеческой деятельности.

Под охранной деятельностью в Российской Федерации понимается урегулированная законодательством Российской Федерации деятельность субъектов государственной и негосударственной (частной) охраны, осуществляемая, в пределах компетенции, для обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В настоящее время в Российской Федерации существует два основных вида охраны – государственная и негосударственная охрана. К субъектам государственной охраны относятся Федеральная служба охраны, ведомственная и вневедомственная охрана, негосударственной – частные охранные организации и Службы безопасности юридических лиц. В общей сложности в этой сфере деятельности занято около двух миллионов человек.

Каждый из указанных видов охраны регулируется соответствующим законодательством. Государственная охрана регулируется Федеральными законами: «О государственной охране», «О ведомственной охране», принятыми соответственно в 1996 и 1999 гг., Положением «О Федеральной службе охраны Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации в 1996г., а также подзаконными актами. Негосударственная (частная) охранная деятельность – Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», принятым в 1992 г., подзаконными актами.

Необходимость подготовки данной Концепции обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время назрела объективная потребность в формировании новой отрасли законодательства – охранного законодательства, нормы которого бы регулировали общественные отношения, возникающие в сфере охраны в целом, то есть вне зависимости от ее ведомственной или иной принадлежности. Поэтому выработка в Концепции общих подходов к определению единой государственной политики в сфере охраны будет способствовать решению поставленной задачи.

Далее, наличие Концепции создаст важные предпосылки для подготовки нового охранного законодательства, отвечающего потребностям современной практики и теории, так как она будет содержать научно обоснованные рекомендации относительно того, каким должно быть это законодательство, какие правоотношения регулировать, а также определять последовательность принятия соответствующих законов.

Необходимость подготовки такого законодательства требует состояние действующего законодательства, регулирующего как государственную, так и частную охрану. Его анализ свидетельствует о том, что оно в значительной мере устарело, противоречиво, содержит много пробелов, не отвечает современной практике охранной деятельности, научным разработкам в этой сфере. Однако основным его недостатком является то, что в нем не просматривается единая государственная политика в сфере охраны, оно не приведено в стройную систему и вследствие этого содержит ряд норм и положений, которые регулируют аналогичные для всех видов охранной деятельности отношения, но делают это неодинаково.

Так, например, все указанные субъекты охраны вправе осуществлять защиту жизни и здоровья граждан, охрану собственности. Однако предоставляемые им при этом права существенно разнятся, что не соответствует принципиальным положениям Конституции РФ, согласно которым жизнь человеческая равноценна, а частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом.

Отсутствие в действующем законодательстве четких критериев для разграничения объектов охраны между субъектами охранной деятельности, наделение отдельных субъектов государственной охраны по существу правом заниматься коммерческой деятельностью с использованием при этом административного ресурса, то есть являться по сути дела одним из субъектов рынка охранных структур, приводит на практике к конфликтным ситуациям, неразберихе в этой сфере деятельности, создает трудности для осуществления государственного контроля, порождает коррупцию, что в конечном итоге не способствует тем целям, на достижение которых направлена охранная деятельность.

Имеется в действующем законодательстве  и целый ряд других противоречий и несогласованностей, касающихся компетенции, оснований, условий и порядка применения физической силы, специальных, технических средств и огнестрельного оружия, а также осуществления контроля за субъектами охранной деятельности, и некоторые другие.

Кроме того, обилие подзаконных актов, в которых нередко содержатся противоречащие друг другу или не основанные и не соответствующие законодательству, регулирующему охранную деятельность, нормы, выхолащивает содержание закона, сводит на нет отдельные его нормы и положения. Все это порою порождает чиновничий произвол, создает благоприятные условия для коррупции.

Преодоление пробелов и недостатков законодательства в сфере охраны видится, прежде всего, в необходимости иметь четкую концептуальную основу, призванную обеспечить подготовку взаимосвязанных единой идеей пакета законов. Комплексный, целостный подход к решению проблемы требует столь же целостной законодательной политики, в которой законы, регулирующие охранную деятельность, должны основываться на единой концептуальной основе, быть связаны между собой единым методологическим подходом. Иначе говоря, должна быть, наконец, выстроена строгая иерархическая система подготовки законодательства в сфере охраны, которая бы предусматривала вначале принятие общих законов, закладывающих принципы охранной деятельности, а затем - частные, регулирующие отдельные виды охраны, а не наоборот, как это наблюдается в сегодняшней законодательной практике.

Концепция направлена на решение следующих задач:

- определение и законодательное закрепление единой государственной политики в сфере охраны;

- унификацию и приведение охранного законодательства в систему;

- раскрытие сущности охранной деятельности в Российской Федерации, ее месте и роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

- формулирование принципов и задач охранной деятельности, понятийного аппарата, законодательное закрепление субъектов указанной деятельности и их полномочий;

- реализацию в охранном законодательстве принципиального конституционного положения о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

- законодательное урегулирование взаимодействия субъектов охранной деятельности между собой и с правоохранительными органами.

 

2.     Система законодательства в сфере охраны, его структура, основные положения и последовательность подготовки и принятия

 Для решения поставленных в Концепции задач предлагается следующая методологическая схема формирования и совершенствования охранного законодательства.

На первом этапе, необходимо разработать и принять новый Федеральный закон «Об охранной деятельности в Российской Федерации». Он должен составить ядро правовой основы охранного законодательства и быть основным «рамочным» законом по отношению ко всем другим законам, регулирующим отдельные виды охранной деятельности. В нем следует дать понятие охранной деятельности в Российской Федерации, определить правовые основы, цели, задачи, принципы, виды охранной деятельности, круг субъектов, осуществляющих охранную деятельность, и их полномочия.

В законе необходимо конкретизировать предписание статьи 2 Закона «О безопасности» о том, что организации являются субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Концепции национальной безопасности Российской Федерации, предусматривающей привлечение организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности. В связи с этим в указанном законе следует прописать конкретные формы участия государственной и негосударственной охраны в обеспечении национальной безопасности, борьбе с терроризмом, пресечении других правонарушений, определить, какими они при этом обладают правами и обязанностями.

Далее, в указанном законе нужно определить сферу деятельности (нишу) каждого вида охраны, силы и средства, необходимые для осуществления эффективной защиты жизни, здоровья и собственности, механизм контроля и надзора за охранной деятельностью. В нем следует также унифицировать терминологию, употребляемую в охранном законодательстве, установить гарантии правовой и социальной защиты участников охранной деятельности, осветить другие вопросы общего характера.

Разработка и принятие Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации»» предполагает объемную работу по подготовке новых законов и приведению в соответствие с ним законы частного характера, регулирующие отдельные виды охранной деятельности, отразив в них специфику каждого вида охраны.

Как представляется, в случае принятия Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации» отпадет необходимость в Федеральном законе «О государственной охране», так как его основные положения будут реализованы в указанном законе. В этой связи возникнет необходимость в принятии на основе Положения «О федеральной службе охраны Российской Федерации» федерального закона с аналогичным названием, в который следует наряду с имеющимися нормами включить нормы, содержащиеся в законе «О государственной охране» и не вошедшие в закон «Об охранной деятельности в Российской Федерации».

Следующим этапом на пути унификации охранного законодательства должно быть приведение в соответствие с законом «Об охранной деятельности в Российской Федерации» законов, регулирующих отдельные виды охраны. В них должна быть отражена специфика каждого вида охраны, определены конкретные для данного вида охраны задачи и полномочия, вытекающие из закона «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», прописаны другие положения, которые бы отражали особенности того или иного вида охраны.

Эта работа предполагает внесение изменений в Федеральный закон «О ведомственной охране» и, прежде всего, в часть 2 статьи 8 его, которая предоставляет ведомственной охране осуществлять охрану объектов иных, наряду с государственной, форм собственности на договорной основе. Отсутствие в указанном законе четких критериев для отнесения объектов иных форм собственности к объектам защиты ведомственной охраны создает объективные предпосылки для появления на рынке охранных услуг еще одного субъекта в лице соответствующих государственных органов со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Далее, в случае оставления в числе субъектов рынка охранных услуг вневедомственную охрану при органах внутренних дел, следует разработать Федеральный закон «О вневедомственной охране» и тем самым реализовать положение статьи 26 Федерального закона «О ведомственной охране». В соответствии с этой статьей действие указанного закона распространяется на вневедомственную охрану до принятия отдельного федерального закона, регулирующего данный вид государственной охраны. В нем следует четко определить правовой статус вневедомственной охраны, объекты, подлежащие охране, полномочия, порядок осуществления контроля и надзора за ее деятельностью, а также прописать другие положения, отражающие особенности этого вида охраны. Причем, в случае оставления указанного вида охраны в числе субъектов рынка охранных услуг, ей должны быть предоставлены законом равные права с другими субъектами этого рынка услуг.

Следующим этапом на пути приведения охранного законодательства в систему будет разработка и принятие отдельного Федерального закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время частная охранная и частная детективная деятельности регулируются одним Законом - «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Более чем десятилетний период существования этого общего закона убедительно показал, что назрела необходимость подготовки отдельного закона, регулирующего только частную охранную деятельность. Как известно, частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности, что прямо закреплено в статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Далее, между этими видами деятельности практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Детективная и охранная деятельности различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу. Различна и их правовая природа. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная – представляет собой разновидность розыскной деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых сыскных услуг.

Наличие отдельного закона о частной сыскной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем законе «О частной детективной и охранной деятельности» содержится немало отсылочных (бланкетных) норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике.

Отделение сыскной деятельности от охранной деятельности и отнесение ее к одному из видов розыскной деятельности скажется положительно и на ее дальнейшем правовом регулировании, так снимет целый ряд проблем и, прежде всего, касающихся полномочий, методов и способов, применяемых при оказании сыскных услуг.

Необходимость подготовки именно нового закона, регулирующего частную охранную деятельность, а не «латание» действующего, обусловлена и тем, что вносимые в него в последнее время кардинальные изменения и дополнения не только не улучшают его, а наоборот, создают значительные сложности в его применении на практике.

Одной из проблем охранного законодательства является проблема правового регулирования деятельности служб безопасности юридических лиц, которая требует своего разрешения. Действующим законодательством Службы безопасности отнесены к субъектам частной охраны, однако по существу не отвечают ни одному из требований, предъявляемых законодательством к частной охране. Объясняется это тем, что деятельность службу безопасности имеет совершенно иную правовую природу по сравнению с частной охранной деятельностью. Она представляет собой деятельность собственника по охране принадлежащего ему имущества, которая не связана с извлечением прибыли (самоохрана). Другими словами, мы имеем дело с формированием подвида негосударственной (частной) охранной деятельности, правовое регулирование которого должно осуществляться в рамках отдельного закона.

После разработки и принятия указанных федеральных законов следует начать работу по приведению в соответствие с ними законодательство, составляющее правовую основу частной охранной деятельности. Она предполагает внесение изменений и дополнений в целый ряд других законов, нормы которых регулируют общественные отношения в сфере охраны, и, в частности: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Законы «О милиции», «Об оружии», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ряд других.

Завершающим этапом объемной работы по формированию охранного законодательства будет работа по приведению подзаконных актов в соответствие с указанным законодательством. С этой целью необходимо в первую очередь их систематизировать и лишь после этого начинать работу по приведению в соответствие всех подзаконных актов одновременно.

 

3.                Предполагаемые результаты принятия Концепции

 Принятие Концепции будет служить надежным ориентиром и методологической основой при разработке законодательства в сфере охраны, создаст предпосылки для активизации работы в этом направлении.

В результате реализации положений Концепции будет приведено в систему все законодательство, составляющее правовую основу охранной деятельности в Российской Федерации, что, несомненно, повлечет за собой повышение его качества, стабильность.

Разработка и принятие законов, предусмотренных Концепцией, создаст благоприятные условия для развития всех видов охраны, повысит качество взаимодействия ее субъектов с государственными органами, будет способствовать совершенствованию государственного контроля и надзора за их деятельностью.


Комментарии

20 июня 2012
Auth
Wow! Great to find a post with such a clear msesage!

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100