НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

06 марта, 2009 | Валерий ШЕСТАКОВ

Проблемы правового регулирования частного сыска в России и пути их решения (часть 2) (24564)

В первой части данного материала было рассказано об окончании этапа становления и сегодняшнем активном формировании цивилизованного рынка сыскных услуг, о востребованности детективных услуг юридическими и физическими лицами, и наличии объективных предпосылок, свидетельствующих о том, что потребность в детективных услугах будет в дальнейшем возрастать. А также о том, что содержащиеся в недавно принятом законе № 272-ФЗ изменения, не коснулись основных, принципиальных и жизненно важных для детективов вопросов.
Первую часть материала можно прочитать по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=15676

Продолжаем анализ статей Федерального закона №272-ФЗ, в части, которая относится к частной детективной деятельности.

Статья 7 Закона дополнена новыми ограничениями в частной детективной деятельности.
Наряду с указанными в статье 7 Закона ограничениями, частному детективу, кроме того, запрещается:
– использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
– получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
Отдельно прописаны (статья .9) требования к договору на оказание сыскных услуг.
Суть этих требований:
– частный детектив обязан заключить в письменной форме договор с каждым заказчиком сыскных услуг;
– в договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения;
– вместо отчета, предусмотренного в действующем Законе, частный детектив обязан составлять акт о выполнении работ, который, как и договор, подлежит хранению в течение пяти лет.
Усилено наказание за совершение правонарушений при осуществлении частной детективной деятельности.
Анализ действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в части, касающейся правового регулирования частного сыска, позволяет сделать вывод о том, что Закон исполнил свою роль, и обеспечил как саму возможность развития указанной деятельности, так и механизм контроля за ее осуществлением. Поэтому оставление данного Закона в прежнем виде и в дальнейшем будет отрицательно сказываться на развитии российского частного сыска.
Как представляется, для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, необходимо принять действенные меры по совершенствованию законодательства в сфере частного сыска. В этих целях предлагается:
1. Прежде чем приступать к подготовке конкретных законов, следует разработать и принять Концепцию подготовки законодательства в сфере частного сыска.

В Концепции, прежде всего, необходимо решить принципиально важный, стержневой вопрос относительно правовой природы частной детективной деятельности.
Действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» относит частную детективную деятельность к предпринимательской деятельности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Как представляется, правовая природа частной детективной деятельности совершенно иная. По своей сути она является юридической деятельностью, а не коммерческой. Ей присущи все характерные черты юридической деятельности. О ее юридической направленности свидетельствует и характер оказываемых частным детективом услуг.
Это:
- сбор сведений по гражданским и уголовным делам, а также для изучения рынка, деловых переговоров; выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а равно разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
- выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах при заключении ими трудовых и иных договоров;
- поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного юридическими или физическими лицами имущества.

Детективная деятельность имеет публичное начало, поскольку направлена на защиту общественных интересов и является институтом гражданского общества. Об этом убедительно свидетельствует указанная в Законе цель осуществления частной детективной деятельности – защита прав и законных интересов клиентов. Относить деятельность по защите прав и законных интересов к предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли, вряд ли нравственно и корректно.
В значительной мере детективная деятельность (в особенности при оказании таких услуг, как сбор сведений по гражданским и уголовным делам) призвана обеспечить реализацию прав участников уголовного и гражданского процесса.

За оказание детективных услуг детективы получают не прибыль, а вознаграждение, именуемое в части 3 статьи 9 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» гонораром, который является оплатой их труда.
Наглядно подтверждает выдвинутый тезис относительно правовой природы частной детективной деятельности и характер действий, предоставленных указанным Законом частному детективу. При оказании детективных услуг допускается устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания этих услуг.

Далее, гражданин, претендующий на приобретение статуса частного детектива должен иметь юридическое образование либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет. Кстати, аналогичные требования предъявляются к адвокату, нотариусу, деятельность которых в соответствующих профильных законах названа не предпринимательской, а юридической. Поэтому, по своему характеру и природе частная детективная деятельность ближе всего к адвокатской и нотариальной деятельности и должна также иметь статус юридической деятельности.

Подтверждением рассматриваемого тезиса служит и дополнение, внесенное в декабре 2008 года в часть 5 статьи 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», согласно которому частному детективу предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений. Представляется, что оказывать такое содействие могут только субъекты юридической деятельности.
С учетом высказанных доводов и аргументов в пользу отнесения частной детективной деятельности к юридической деятельности, данное положение следует закрепить в предлагаемой концепции, а затем в соответствующем законе, где отдельной нормой прописать, что частная детективная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли.

2. В Концепции должно быть определено, что частная детективная деятельность должна регулироваться отдельным законом – Федеральным законом «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время частная охранная и частная детективная деятельности регулируются одним Законом - «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Более чем десятилетний период существования этого общего Закона убедительно показал, что назрела необходимость подготовки отдельного закона, регулирующего только частную детективную деятельность. Как известно, частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности.
Далее, между этими видами деятельности практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Детективная и охранная деятельности различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу. Различна и их правовая природа. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная деятельность представляет собой разновидность юридической, розыскной деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых сыскных услуг.
Наличие отдельного закона о частной сыскной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержится немало отсылочных (бланкетных) норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике.

Кстати, идея о необходимости подготовки самостоятельного закона о частной детективной деятельности высказывалась законодателем еще в 1991 году.
Так Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027 – 1 Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с Комитетами Верховного Совета РСФСР по безопасности и по законодательству поручалось в двухмесячный срок разработать и представить в Верховный Совет РСФСР проект закона РСФСР «О негосударственных детективных службах в РСФСР». Однако, по каким-то причинам, это Постановление Верховного Совета РСФСР исполнено не было, и в 1992 году был принят ныне действующий общий закон – Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Как представляется, объективных затруднений для реализации данного предложения в настоящее время не имеется. Необходимо вначале подготовить новый отдельный федеральный закон, регулирующий частную сыскную деятельность, включив в него все положительное и выдержавшее испытание временем из действующего Закона. В заключительной части указанного федерального закона надо прописать, что после вступления его в силу часть первая (ст.ст.1-9) утрачивает силу, а из названия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» убрать соответствующее словосочетание.

Следует отметить, что проект такого федерального закона (с несколько иным названием – «О негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации») был подготовлен несколько лет тому назад и внесен депутатами, однако по ряду причин, в основном субъективного характера, принят не был. В настоящее время, после соответствующей корректировки, обусловленной последними изменениями законодательства, его можно вновь внести на рассмотрение Государственной Думы.

3. В Концепции следует прописать основные принципиальные положения указанного Федерального закона, касающиеся:

1) предмета правового регулирования указанного Закона (определить, какие вопросы должны быть предметом правового регулирования данного Закона, а какие – подзаконных актов);
2) его структуры;
3) понятийного аппарата;
4) определения задач и принципов деятельности;
5) видов детективных услуг;
6) правового статуса частного детектива;
7) прав и обязанностей детектива;
8) перечня действий частного детектива и порядка их осуществления;
9) ограничений в частной детективной деятельности;
10) лицензирования частной детективной деятельности;
11) осуществления государственного контроля (надзора) за частной охранной деятельностью.

4. Следующим этапом на пути совершенствования законодательства, регулирующего частную детективную деятельность, будет реализация положений Концепции в процессе подготовки федерального закона «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».

5. В целях приведения законодательства, регулирующего частную детективную деятельность, в систему необходимо подготовить федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О частной детективной деятельности в Российской Федерации»
Прежде всего, необходимо будет внести изменения в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», исключив из него положения, касающиеся частной детективной деятельности, из названия Закона.
Очевидно уже в настоящее время, что потребуется внесение соответствующих дополнений в Гражданский и Уголовный процессуальный кодексы, касающихся прав участников гражданского и уголовного процесса пользоваться услугами частного детектива при реализации ими права на представление доказательств. Тем самым будут приведены в соответствие нормы ФЗ «О частной детективной деятельности», предоставляющие право частному детективу на сбор сведений по уголовному и гражданскому делу, с Гражданским и уголовно-процессуальным законодательством.
Потребуется внесение изменений в Арбитражный, Административный кодексы, Закон «О милиции» и некоторые другие законодательные акты.

6. Завершающим этапом законотворческой работы в сфере сыска будет приведение подзаконных актов в соответствие с действующим законодательством и принятие в случае необходимости новых подзаконных актов.
При подготовке указанных рекомендаций использовано российское и зарубежное законодательство, судебная и детективная практика, теоретические исследования, проведенные по данной проблематике.
Реализация указанных предложений по совершенствованию законодательства:
- будет способствовать обеспечению единой государственной политики в сфере частного сыска и тем самым - достижению целей, поставленных в проводимой в России административной реформе;
- позволит упорядочить нормативную правовую базу детективной деятельности;
- позволит создать необходимые гарантии соблюдения законности в процессе ее осуществления.
Изложенное наглядно свидетельствует о том, какую большую работу необходимо проделать для того, чтобы подготовить надлежащее законодательство в сфере частного сыска. Чтобы достичь желаемых результатов необходимо активное участие всего сыскного сообщества и, прежде всего, его общественных и корпоративных объединений.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100