НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

22 июля, 2008 | Быков А.В., к.ю.н., Прохорова М.И., к.ю.н.

Кто в США отвечает за обеспечение внутренней безопасности в стране? (73089)

  В отличие от Франции, Италии, Испании и других стран основного вида централизованной модели обеспечения внутренней безопас­ности государства, где политиче­скую ответственность за состояние правопорядка в стране несет ми­нистр внутренних дел, в США нет, и никогда не было единственного ми­нистерства, отвечающего за обес­печение внутренней безопасности в стране.

Даже после терактов 11 сентября 2001г. и создания в системе феде­ральных органов исполнительной власти департамента внутренней безо­пасности (пятнадцатого министерства в американском правительстве, созданно­го, кстати, с учетом опыта функциони­рования КГБ СССР) это суперведомст­во не обладает монополией в данной сфере, что обусловлено особенностями становления и развития американской государственности.

Вся деятельность правоохранитель­ных структур в системе органов испол­нительной власти США на федеральном уровне диверсифицирована и осуществ­ляется в основном силами 5 мини­стерств: внутренней безопасности, юс­тиции, обороны, финансов и почты.

Система функционирования поли­цейских служб в федеральных правоох­ранительных органах США также явля­ется универсальной (она строится на ос­нове принципа отраслевой специализа­ции с учетом административно-террито­риального деления страны), но органи­зована она с учетом американской спе­цифики — множественности историче­ски сложившихся различных полицей­ских ведомств и особенностей задач, возложенных на входящие в них тради­ционные полицейские службы. Данный принцип положен в основу организации и деятельности всех звеньев полицейской системы Соединенных Штатов вне зависимости от ведомственной принад­лежности конкретного полицейского агентства, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

При этом внутренняя структура от­раслевых служб различных элементов СОВБ страны постоянно совершенству­ется для адекватной реакции на любые изменения, происходящие в обществе.

В частности, в настоящее время в США особое внимание уделяется борьбе с тер­роризмом.

С этой целью в стране созда­ны и эффективно действуют великолеп­но оснащенные службы антитеррора,  как в структуре всех крупных полицейских департаментов городов (отряды по борь­бе с терроризмом и другими чрезвычай­ными обстоятельствами — SWAT Team), так и в составе министерства внутрен­ней безопасности (в структуре Берего­вой охраны и службы авиационных мар­шалов), министерства юстиции (в стру­ктуре ФБР и Службы маршалов) и обо­роны (в составе спецназа армии США более 40 лет существует отряд «Дельта» — аналог нашей «Альфы»).

В современных условиях, после кар­динальной реформы всей системы обес­печения внутренней безопасности США, проведенной после терактов 11 сентября, традиционные полицейские службы, характерные для полицейского аппарата любого государства, с учетом американской специфики организаци­онно входят в состав следующих феде­ральных министерств: внутренней безо­пасности (МВБ), юстиции, финансов, обороны и почтовой связи.

В настоящее время в МВБ работают более 180 000 человек, в него входят сле­дующие полицейские службы:

1. Управление разведки и анализа (со­здано впервые). Функции данной служ­бы определены в самом названии — в это подразделение МВБ стекается вся информация, имеющая отношение к обеспечению внутренней безопасности США, от всех многочисленных поли­цейских и разведывательных структур страны.

2. Управление федеральной воздуш­ной маршальской службы (создано впервые). Эта новая федеральная поли­цейская служба выполняет функции авиационной полиции — ее сотрудники обеспечивают безопасность перевозок авиационного транспорта. Американцы учли опыт Израиля — в каждом самолё­те, перевозящем людей, имеется сотруд­ник службы, вооружённый специально разработанным огнестрельным оружи­ем, позволяющим его применение на борту лайнера без угрозы повреждения самолета.

3. Служба по вопросам гражданства и иммиграции (часто встречается и иное название — служба иммиграции и нату­рализации, ранее была в составе мини­стерства юстиции). Данная полицейская служба является близким подобием рос­сийских ФМС и ФПС. Ее сотрудники осуществляют контроль за въездом в США, законностью нахождения в Сое­диненных Штатах, порядком натурали­зации, выдают виды на жительство и т.д.

4. ФЕМА (наш аналог МЧС, ранее подчинялась президенту).

5. Таможенная служба (ранее была в составе Минфина). Ее сотрудники осу­ществляют реализацию таможенной по­литики и соблюдение таможенного за­конодательства США.

6. Секретная служба (ранее была в со­ставе Минфина). Сотрудники Секрет­ной службы обеспечивают безопасность Президента США, иных высших долж­ностных лиц государства и иностранных гостей, охраняют объекты Казначейст­ва. Кроме того, они занимаются борьбой с фальшивомонетничеством и поддел­кой государственных ценных бумаг, а также проводят расследования наруше­ний законов о госимуществе.

7. Береговая охрана (ранее была в со­ставе Минтранса). Служба береговой ох­раны выполняет все традиционные функции морской полиции — ее сотруд­ники обеспечивают безопасность на морских коммуникациях и в портах США. Именно они расследуют преступ­ления, совершенные на морских судах в территориальных водах Соединенных Штатов.

8. ДЕА — агентство по борьбе с нар­котиками (ранее было в составе Минюс­та).

Функции ДЕА аналогичны россий­скому Госнаркоконтролю. Единствен­ное отличие — в организационной стру­ктуре ДЕА отсутствуют следственные подразделения, его сотрудники занима­ются только оперативной работой.

В состав Минюста входят три спец­службы (до 11.09.2001г. их было пять): ФБР; бюро тюрем; служба маршалов.

1. Федеральное бюро расследований является особой федеральной полицей­ской структурой, ответственной за обес­печение внутренней безопасности в стране — бюро выполняет роль общена­ционального координационного центра по борьбе с преступностью в США. От­личительной особенностью ФБР явля­ется сочетание функций контрразведки, политической полиции и уголовного ро­зыска. В этом отношении ФБР занимает уникальное положение не только среди американских, но и мировых специаль­ных служб.

2. Бюро тюрем США — федеральная служба, осуществляющая исполнение уголовного наказания по приговорам федеральных судов. По своим задачам и функциям она практически ничем не отличается от Федеральной службы ис­полнения наказания министерства юс­тиции России, но с одной существенной особенностью — сотрудники данной службы обеспечивают работу лишь фе­деральных тюрем страны, в которых от­бывают наказание исключительно осужденные федеральными судами США. Все осужденные судами штатов отбыва­ют наказание в тюрьмах штатов, кото­рые подчиняются своему руководству во главе с губернатором.

3. Служба маршалов является старей­шим федеральным полицейским агент­ством Соединенных Штатов. Сотрудни­ки данной службы обеспечивают безо­пасность судей, присяжных, прокуро­ров, свидетелей и членов их семей (именно они реализуют программу за­щиты свидетелей).

Кроме того, на служ­бу маршалов возложены следующие за­дачи:

- охрана зданий федеральных судов;

- обеспечение в них порядка во время су­дебных заседаний;

- конвоирование аре­стованных за нарушение федерального законодательства и заключенных феде­рального бюро тюрем,

- а также розыск бежавших преступников (в том числе скрывающихся в США иностранных граждан, подозреваемых в совершении преступлений), их арест и экстрадиция.

В состав Минфина входят две спец­службы: СВД — служба внутренних до­ходов; бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя и огнестрельного ору­жия.

Служба внутренних доходов США по своим задачам и функциям является аналогом Федеральной налоговой служ­бы и бывшей Федеральной службы на­логовой полиции Российской Федера­ции. Сотрудники СВД осуществляют всю практическую деятельность по сбо­ру налогов и имеют право на проведение всего комплекса законодательно устано­вленных оперативно - разыскных меро­приятий в отношении физических или юридических лиц в случае подозрений в их уклонении от уплаты налогов.

Бюро по контролю за оборотом таба­ка, алкоголя и огнестрельного оружия (АТФ) является классической федераль­ной полицейской структурой выполня­ющей    лицензионно-разрешительные функции. Сотрудники АТФ с 1791 года осуществляют контроль за законностью продаж табака, алкоголя и огнестрель­ного оружия в Соединенных Штатах. При этом все они обладают правом рас­следования правонарушений в указан­ной области и применения при необхо­димости огнестрельного оружия.

В состав министерства обороны США (кроме Национальной гвардии) входят следующие структуры, оказывающие серьезную помощь для эффективного функционирования полицейской систе­мы страны:

1. Корпус военной полиции. В нем проходят службу более 50 000 военных полицейских, которые обеспечивают правопорядок в вооруженных силах США и охрану военных объектов. В ка­ждой части американской армии и фло­та имеется подразделение военной по­лиции, а в организационной структуре любого соединения (дивизии или эскад­ры) — штатная рота военной полиции численностью до 150 человек.

2. АНБ — агентство национальной безопасности. Это самая закрытая спец­служба США. Предание гласности офи­циальных сведений об агентстве запре­щено законом. Занимается АНБ крип­тографией, дешифровкой кодов и ра­диоэлектронной разведкой (электрон­ный и радиоперехват, прослушивание телефонных линий, компьютерных и модемных систем), а полученные дан­ные передает заинтересованным ведом­ствам. Одними из главных получателей информации, кроме структурных под­разделений министерства обороны, яв­ляются МВБ, ФБР и ЦРУ.

3. Разведывательное управление ми­нистерства обороны (РУМО), а также разведывательные управления видов вооруженных сил: армии, ВМС и ВВС.

Эти разведывательные органы мини­стерства обороны широко используются при полицейских операциях против наркотрафика и незаконного проникно­вения иностранцев на территорию США.

4. Части и соединения сухопутных войск и морской пехоты. Их примене­ние в случае необходимости при чрезвы­чайных обстоятельствах внутри страны прямо предусмотрено законодателем, но на практике встречается довольно редко (в последний раз регулярные войска применялись при подавлении сильных массовых беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году) — обычно полиции штатов хватает сил и средств Национальной гвардии.

Как и подразделения Нацио­нальной гвардии, военнослужащие су­хопутных войск и морской пехоты в этих случаях используются преимущественно при несении патрульно-постовой служ­бы и охране режимных объектов.

В структуре министерства почтовой связи (почтовой службы) имеется собст­венное полицейское агентство числен­ностью более 2000 человек. Сотрудники этой федеральной полицейской службы законодательно уполномочены прово­дить расследования по более чем 100 со­ставам преступлений, имеющим отно­шение к деятельности почты. Кроме то­го, они осуществляют сопровождение особо ценных грузов и охрану ведомст­венных объектов и транспортных средств. Почтовая полиция располагает собственными криминалистическими лабораториями и информационным центром, кроме того, к ее услугам по­мощь Национального центра крими­нальной информации ФБР.

Как уже упоминалось, важную роль в успешном функционировании полицей­ской системы США играют полицей­ские органы базового уровня.

Их множественность (около 18 000 полицейских агентств штатов и муници­пальных образований, обеспечивающих правопорядок на подведомственной им территории) и различия в административно-правовом статусе (по целям и за­дачам; по правовым основам деятельно­сти; по организационной структуре) де­терминируют определенные отличия, в целом не существенные, в организаци­онной структуре и деятельности различ­ных полицейских служб, как в полицей­ских департаментах штатов, так и в му­ниципальных образованиях — городах и округах.

Несмотря на некоторые отличия, по­лицейские органы штатов (как правило, эти органы так и называются — «поли­ция штата» или «департамент общест­венной безопасности штата») имеют по­хожую организационную структуру, что обусловлено типичностью возложенных на них задач.

В основном это осуществление поли­цейских функций на территориях штата, где отсутствует иная полицейская власть; помощь муниципальным полицейским органам в проведении уголовных рассле­дований; охрана высших должностных лиц штата и его особо важных объектов; патрулирование автомобильных дорог штата (вне территории городов); регист­рация автотранспортных средств, выдача водительских удостоверений и проведе­ние технических осмотров и инспекций автотранспорта; ведение криминалисти­ческих экспертиз, а также справочно-информационной и архивной докумен­тации для всех полицейских органов на территории штата; подготовка личного состава, как для собственных подразде­лений, так и иным полицейским депар­таментам штата, если у них нет собствен­ной учебной базы подготовки будущих полицейских.

В муниципальных образованиях по­лиция городов и округов хотя и выпол­няет в основном одинаковые задачи и функции, но ее организационная струк­тура везде различна, так как она зависит от численности населения, проживаю­щего на обслуживаемой территории.

Если в крупных городах США — в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско, Детройте — в полицейском департа­менте организационно присутствуют практически все перечисленные в нача­ле статьи традиционные полицейские службы (кроме службы государствен­ной безопасности), то в небольших го­родах и округах их, как правило, три: дежурная служба, патрульно-постовая и уголовного розыска (не считая под­разделений тылового и технического обеспечения).

Стадии процесса управления и требо­вания, предъявляемые к нему, а также принципы планирования, организации и деятельности отдельных полицейских формирований в США практически универсальны не только для различных полицейских ведомств Соединенных Штатов, но и для всего полицейского аппарата западноевропейских стран вне зависимости от используемой модели полицейской системы государства.

А вот размещение различных поли­цейских служб в организационной стру­ктуре отдельных федеральных органов исполнительной власти США уникаль­но и обусловлено как особенностями национального менталитета, так и осо­быми условиями возникновения, стано­вления и развития американской госу­дарственности.

Анализ организационной структуры американских министерств позволяет заключить, что полицейские службы сгруппированы в них следующим обра­зом:

а) в министерстве внутренней безо­пасности — разведки и анализа; авиаци­онной полиции и антитеррора; погра­ничной полиции и таможни; паспортно-визовая; морской полиции; оперативно­го вмешательства и спасательная; охра­ны высших должностных лиц государст­ва и особо важных государственных объ­ектов; по борьбе с фальшивомонетничеством и незаконным распространением наркотиков; служба технического обес­печения ОРД;

б)         в министерстве юстиции — госу­дарственной безопасности; уголовного розыска; собственной безопасности; пе­нитенциарная служба; служба конвои­рования осужденных и охраны судебных учреждений; служба обеспечения безо­пасности участников уголовного про­цесса; оперативного вмешательства; ан­титеррора и технического обеспечения
ОРД; подготовки личного состава пра­воохранительных органов основного и
базового уровня полицейской системы США; информационно-криминалисти­ческая;

в)         в министерстве финансов — налого­вой полиции и технического обеспече­ния ОРД; лицензионно-разрешительная и служба оперативного вмешательства;

г)         в министерстве обороны — военной полиции; служба криптографии, де­шифровки и технического обеспечения оперативно - разыскных мероприятий; разведки и антитеррора; оперативного вмешательства; патрульно-постовая и охраны режимных объектов (в случае привлечения частей и подразделений Национальной гвардии, сухопутных войск и морской пехоты к подавлению массовых беспорядков);

д)         в министерстве почтовой связи — почтовой полиции и службы техниче­ского обеспечения ОРД.

В структуре полиции штатов имеются следующие полицейские службы: до­рожной полиции; патрульно-постовая; уголовного розыска; охраны высших должностных лиц штатов и режимных объектов; информационно-криминали­стическая.


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100