

Я очень благодарна Дмитрию Евгеньевичу Галочкину и всему коллективу и членам советов портала "Хранитель" за предоставленную мне возможность вести авторскую колонку. Надеюсь, что новости от меня будут востребованы, а актуальные вопросы найдут отклик и мы все вместе сможем создавать пространство для их решения.
Мы все знаем, что существует социально-ответственный бизнес, что обозначает на практике добровольную и позитивную реакцию на возникающие в обществе социальные проблемы и моменты их решения. Решение может быть в виде обращений, сбора средств для помощи, поднятие в прессе и на государственном уровне самой проблемы с вариантами реальных дел и участия в этих делах бизнеса, передачу средств пострадавшим и пр. Некоторые исследователи добавляют сюда еще и морально-этический фон в самой компании среди сотрудников, членов их семей и определенные четкие отношения к проблемам. Это не разовая благотворительность, а постоянная работа. Все это прописывается в миссии, целях и задачах бизнес-организации. Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д. Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество.
В России это понятие в прошлом году, на майском заседании ОП РФ было расширено до Корпоративной социальной ответственности (КСО). Управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова рассказала: «КСО — это ответственность за воздействие организации на общество и окружающую среду, включая экономические, социальные и экологические факторы. В этом контексте КСО звучит как основа бизнес-стратегии и как платформа для взаимодействия с государством, обществом». Заседание не вызвало большого резонанса, мы надеемся, что тема будет продолжена. Особенно интересны были бы экспертные оценки самого бизнеса в такой работе.
Я часто устраиваю с коллегами журналистами, специалистами по связям с общественностью и представителями бизнеса небольшие встречи. Обычно обсуждаются привычные темы: что делать, чтобы сохранить свой бизнес и возможно ли развитие частного капитала в России? Бизнесмены, как и все обычные люди, читают обычные новости в СМИ и они их пугают. Бизнесмены, как правило, все мечтают о стабильности, о развитии своего направления, причем более качественного развития, а не скатывания на ширпотреб. И многие постоянно жаловались на давление конкурентов, на претензии сверху и на непомерные поборы, размышляя о переводе своих активов за рубеж, но при этом желая все-таки жить в России, потому что тут их Родина. И тут в первом посленовогоднем разговоре возникла тема - как гарантировать безопасность бизнесу и лично бизнесмену? Возможно ли попытаться сделать это через вложения российских бизнесменов в государственные и окологосударственные проекты? Как узнать о них? Как познакомиться напрямую с теми, кто принимает решения? Может ли участие в таких проектах гарантировать бизнесу прямой и конструктивный диалог с властью? Самый острый момент это деятельность в регионах.
Еще мы обсудили январскую статью в КоммерсантЪ, в которой указано, что "По мнению представителей крупного бизнеса, опрошенных Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), ограничивали их деятельность в декабре 2017 года главным образом два фактора — недостаток оборотных средств и неплатежи со стороны контрагентов". И как вывод "респонденты планируют сокращения расходов компании для повышения эффективности". Так вот сами бизнесмены не согласны - они не хотят сокращать, поскольку это ухудшение условий труда для сотрудников, невозможность участвовать в социальных проектах, невозможность развиваться технически и технологически, в конце концов это потеря репутации. Они хотят, "чтобы от бизнеса отстали с постоянными проверками, дополнительными налогообложениями и дали возможность реально работать, а не кучей бумаг доказывать свои действия".